"...
Уже с июля, когда была объявлена амнистия
осужденным коммунарам, Мане обдумывает весьма
еще одну и весьма дерзкую картину - дерзкую
благодаря тому, кого он намерен в ней
представить. Полемисту Рошфору, осужденному и
сосланному в Новую Каледонию за некоторые
опубликованные в 1871 году статьи, спустя четыре
месяца удалось бежать с каторги: вместе с
товарищами по заключение он спасся в китобойной
шлюпке. Возвратившись в июле 1880 года во Францию,
он немедленно начинает выпускать новую газету -
"L'Intransigeant" ("Непримиримый") - и
обрушивает на читателей - число их тут же
достигло 200 тысяч - свой пыл человека, "который
умеет смеяться, который умеет драться, который
умеет жертвовать собой, который умеет
ненавидеть". Его либо любят, либо не выносят;
его боятся. Мане намерен изобразить сцену побега
с каторги (побег этот в свое время наделал много
шума) - китобойная шлюпка среди моря, в ней
беглецы. Мане часто говорит о своем замысле:
"Сенсационная картина".
Рошфор не относится к тем,
кто ценит произведения живописца. Согласится ли
он позировать? Дебутен ведет переговоры со своим
двоюродным братом и получает его согласие. Мане
тут же приступает к работе. После одного или двух
подготовительных этюдов он переносит
"Побег" на первый холст, затем на другой. Но
результаты его не удовлетворяют. Разумно
соразмерив свои возможности, он оставляет
первоначальные намерения и решает ограничиться
портретом памфлетиста, чей образ в конечном
счете великолепно удался: развивающиеся волосы,
сверкающий взгляд, задорная козлиная
бородка..."
По материалам
книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр.,
послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб.
2000. - 400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|