Первая
попытка Мане работать в технике пастели
относится еще к начальной поре его творчества
(1856), затем следовал почти двадцатилетний перерыв.
В 1873-74 годах, при новом, правда, эпизодическом
обращении к этой технике, он сразу заявляет себя
уверенным мастером. А в конце 1870-х годов пастель
становится излюбленной техникой Мане. Она явно
кажется ему наиболее уместной при создании
женских портретов. К тому времени в мастерской
Мане на улице Амстердам бывает немало поклонниц,
главным образом дам полусвета или дам, которых
привлекает не только непринужденная и
виртуозная манера живописи художника, но также
легкое и остроумное общение с ним.
П.Эдель в статье о первом дне
распродажи Мане, появившейся в "Figaro" 5
февраля 1884 г. (на этом аукционе проходила и "Девушка
в платье с загнутыми уголками воротничка"),
писал про серию пастелей, что это целое шествие
парижанок, которые по мнению Жюля Кларети,
влиятельного в то время журналиста и писателя,
отличаются необыкновенной свежестью и
жизненностью. Э.Базир, один из первых биографов
художника, в опубликованной тогда же книге
справедливо заметил, явно повторяя слова самого
Эдуарда Мане, что пастель не должна страдать
малокровием. Он добавлял, что Мане умел находить
в ней полноценную гамму цветов и не отказывался
от нее не столько потому, что его затрудняла
передача колористических переходов, нюансов,
сколько потому, что стремился влить жизнь и кровь
в изображаемые персонажи.
Остается неизвестным, кто
была "Девушка" в платье с модным воротничком
особой формы, когда углы загибались. Как бы
суммарно не изображался костюм, к новым приметам
моды Мане, человек светский, относился с
достаточным вниманием. Мода воспринималась им и
его друзьями как одна из существенных
характеристик современности, а кредо Мане
предполагало всегда оставаться современным в
искусстве.
По-видимому, "Девушка"
была не натурщицей, а одной из посетительниц
мастерской, заказавшей Мане свой портрет. Можно
предположить, что картина, в фас, не
удовлетворила ее и тогда на другом холсте такого
же размера Мане исполнил еще одно пастельное
изображение модели, на этот раз в профиль (частное
собрание, Париж). Он-то и был подписан художником
и, вероятно, "ушел" к заказчице, в то время
как другой остался в мастерской и через четыре
года оказался включенным в посмертную
распродажу Мане.
Картина отличается очень
большой хрупкостью и имеет ряд мелких утрат,
почти неизбежных оттого, что в качестве основы
был избран не картон или бумага, а грунтованный
фабричный холст, не дающий удовлетворительного
сцепления с красочным слоем.
По материалам книги:
А.Костеневич "Неведомые шедевры. Французская
живопись XIX-XX веков из частных собраний
Германии", Издательство "Харри Н.Абрамс",
Нью-Йорк- Санкт-Петербург, 1995 г.
|