Ослепительная, если говорить о
манере, и вызывающая, если говорить о ее размерах
и композиции, эта картина является одной из
наиболее поразительных в серии из 60 холстов,
изображающих пруд с кувшинками, которые Моне
написал в период между 1914 и 1917 годами.
Впечатляющее
двухметровое квадратное полотно написано более
смело и свободно, чем ранние варианты,
относящиеся к 1903-1908 годам.
Этот вид пруда с
кувшинками обнаруживает революционный отход
Моне от идеи картины как "описания" природы
и выглядит шагом художника к абстрактной
живописи. На этой удивительной картине округлые
островки розовых и желтых кувшинок
располагаются на темно-синей, зеленой и
фиолетовой поверхности воды. Отвергая
общепринятые правила композиции, Моне
отказывается от такого понятия, как горизонт, и
полностью сосредоточивает внимание на
изолированном участке покрытой кувшинками
водной глади. Плавающие на воде кувшинки резко
обрезаются краями холста, создавая впечатление,
что картина на самом деле является лишь частью
чего-то большего.
Композиция и
использование цвета
|
1.
Многослойная вода. Во время работы Моне,
нарисовав листья кувшинок, часто добавлял новый
слой воды. Здесь мы видим грубые, небрежные мазки
розовато-лиловой и фиолетовой краски,
заполняющие пространство между двумя группами
плавающих кувшинок, огибающие, а порой и
перекрывающие контур листьев. |
|
2.
Вертикальные мазки синего, зеленого и
фиолетового придают картине ощущение динамики,
движения. С их помощью передаются отражения на
поверхности воды и создается ощущение массы
спутанных корней и водорослей, стелющихся под
поверхностью воды. |
|
3.
Участки не закрашенного холста, такие, как
этот слева от цветка, добавляют картине ощущение
спонтанности, и от этого творческий процесс
работы над картиной кажется незавершенным. |
|
4.
Цветки кувшинки являются главным элементом
картины. Моне писал розовые и желтые кувшинки
короткими густыми мазками, усиливая впечатление
от выступающих над поверхностью воды цветов. |
По материалам
"Художественная галерея. Моне", №1, 2004.
|