Музей-заповедник
"Абрамцево", Подмосковье
Абрамцево, заповедное место
отечественной культуры, сохранило для нас память
о многих выдающихся мастерах. В XIX веке именно
здесь собирались новые художественные силы,
менявшие "ландшафт" русского искусства.
Наиболее солидная
коллекция произведений М. Врубеля хранится в
Москве, в Третьяковской галерее. Несколькими
шедеврами художника гордится и петербургский
Русский музей. Отдельные его картины и рисунки
экспонируются в музеях и галереях Саратова,
Кирова, Новгорода, Рязани, Одессы. Выделяется в
этом ряду музей-заповедник "Абрамцево" в
Подмосковье.
Старый дворянский дом в Абрамцеве,
где теперь располагается центральная
экспозиция музея.
С Абрамцевом связаны
судьбы многих выдающихся деятелей русской
культуры XIX века. Всё началось с того, что это
имение в 1843 году купил Сергей Тимофеевич Аксаков
(1791-1859). Давно уже Н. Гоголь, слушая живописные
рассказы Аксакова, призывал его взять перо в
руки. Оказавшись в Абрамцеве, этом, по его
собственным словам, "раю земном", тот
наконец решился попробовать себя в литературе.
И… в очень скором времени превратился в
знаменитого писателя. Предложив публике одно за
другим написанные в Абрамцеве сочинения
"Записки об уженье", "Записки ружейного
охотника", "Семейная хроника", "Детские
годы Багрова-внука" и "Воспоминания", он
явился создателем нового жанра в русской
литературе - жанра, условно говоря, лирической
повести с элементами автобиографии.
С.Т. Аксаков всегда
находился в центре московской
литературно-художественной жизни. Перебравшись
в Абрамцево, он в некотором смысле перенёс этот
центр именно сюда. Здесь у него подолгу гостил
вечно бездомный Гоголь, часто приезжали в
Абрамцево И. Тургенев, М. Щепкин, А. Хомяков, Ю.
Самарин, М. Погодин, Н. Загоскин. Долгими вечерами
велись споры о судьбах России - самая древняя
земля Радонежа, помнившая любимейшего русского
святого, Сергия Радонежского (Троице-Сергиевская
лавра находилась в 12-ти верстах от Абрамцева), как
бы благоволила этим спорам. Аксаков, не
одобрявший "мессианских" устремлений
позднего Гоголя, уговаривал его вернуться к
художественному служению и закончить "Мёртвые
души". Написанные главы второго тома
"Мёртвых душ" Гоголь читал вслух считанное
число раз - однажды это случилось именно в
Абрамцеве. Здесь формулировались основные идеи
славянофильства - два сына Аксакова, Константин и
Иван, были виднейшими его деятелями.
|
Работа В.Васнецова
"Пруд в Ахтырке (Аленушкин пруд)" (1881)
неразрывно связана с его знаменитой "Аленушкой". |
Савва Иванович
Мамонтов (1841-1918), купивший Абрамцево в 1870 году у
дочери С. Аксакова, Софьи Сергеевны, утверждал,
что дух старика Аксакова продолжал и при нём
витать в доме. Мамонтов превратил имение в Мекку
для русских художников и музыкантов. Здесь
подолгу жили и работали И. Репин, В. Суриков, В.
Поленов, братья Васнецовы, М. Врубель, И. Левитан,
К. Коровин, В. Серов… У Репина в Абрамцеве во
время одного из вечерних чтений возник замысел
его "Запорожцев", В. Васнецов создал в
мамонтовском имении практически все свои
знаменитые полотна ("Алёнушка",
"Богатыри", "Иван-царевич на сером
волке" и др.). Мамонтов не трогал старого дома,
ведя при этом довольно интенсивное
строительство в самом имении. Уже в 1873 году была
возведена "Мастерская" для художников, чуть
позднее - "Теремок" (в соответствующем
названию духе). В. Васнецов "соорудил" для
детей хозяина "Избушку на курьих ножках".
|
Каминный экран-панно
"Князь Гвидон и Царевна-Лебедь" (1890-е),
созданный М.Врубелем, и сейчас находится в
гостиной абрамцевского дома. |
В начале 1880-х годов по
проекту В. Васнецова недалеко от главного дома
построили церковь Спаса Нерукотворного - в
традициях древнерусской архитектуры.
Оформлением храма руководил В. Поленов. В 1890 году
рядом - над могилой рано умершего сына Мамонтова,
Андрея, - поднялась изящная часовня, в которую из
церкви пробили дверь. Чуть позже здесь появилась
врубелевская печь с керамическим зеркалом
"Павлины".
Церковь Спаса Нерукотворного,
возведенная в начале 1880-х годов
по проекту В.Васнецова.
С наступлением лета
жизнь в Абрамцеве начинала бить ключом.
Приезжавшие живописцы селились в главном доме, в
специально построенных студиях, снимали дачи в
окрестных деревнях. Царила атмосфера всеобщей
влюблённости и постоянного творческого горения.
Обсуждались новейшие идеи, велась ироническая
"Летопись сельца Абрамцева", возрождались
народные ремёсла…
Всё кончилось в 1899
году - с катастрофой, постигшей хозяина имения, и
последовавшим за ней его разорением.
После революции, в 1918
году, - по специальному постановлению Совнаркома
- в Абрамцеве был организован музей. В конце 1970-х
годов его реорганизовали, увеличив территорию
заповедника почти в восемь раз и приступив к
работам по восстановлению первозданного
ландшафта. Абрамцево - одно из самых популярных
мест в России из всех посещаемых туристами и
любителями искусства.
"Портрет Саввы Мамонтова" (1897),
написанный М.Врубелем.
САВВА МАМОНТОВ
Современники
называли его русским Медичи, недвусмысленно
определяя тем самым его место в тогдашней
русской культуре. Он прожил необыкновенно
насыщенную жизнь. Окончилась она крахом - в 1899
году С. Мамонтова арестовали, предъявив
обвинение в хищениях. Через год его оправдали,
принудив тем не менее выплачивать огромный
штраф. Он был разорён, все его ценности и
принадлежавшие ему произведения искусства пошли
с молотка. При этом вклад С. Мамонтова в собирание
русского искусства остаётся неоспоримым.
"Савва Иванович, - вспоминал В. Васнецов, - не
был в тесном специальном смысле художник, певец
или актёр, или скульптор, хотя лепил много и очень
удачно, и интересно, а была в нём какая-то
электрическая струя, зажигающая энергию
окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать
творчество других".
По
материалам "Художественная галерея.
Врубель", №48, 2005 г.