Национальная
картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Картинная галерея, которую
Айвазовский завещал родному городу, прошла
невредимой сквозь бури и потрясения XX века. Самое
серьезное собрание работ художника хранится
именно в ней.
Картины Айвазовского представлены
как в отечественных (Москва, Санкт-Петербург,
Иркутск, Курск, Нижний Новгород, Саратов,
Ярославль и др.), так и зарубежных (Армения,
Грузия, Беларусь, Украина, Казахстан, Латвия,
Германия, Италия, Франция, США) коллекциях
живописи. При этом нет ничего удивительного в
том, что наиболее обширным собранием его
произведений обладает Феодосийская картинная
галерея его имени, ставшая живым памятником
художнику
.
Фасад Феодосийской картинной галереи.
На постаменте памятника Айвазовскому - емкая
фраза:
"Феодосия - Айвазовскому".
Ее создание
было главным событием XIX века в культурной жизни
юга России. Открытие галереи приурочили ко дню
рождения Айвазовского - оно состоялось 29 июля 1880
года. Галерея располагалась в специально
построенном по проекту художника зале. Ее здание
вплотную примыкало к дому мастера, возведенному
к началу 1850-х годов по образу и подобию
итальянских загородных вилл эпохи Возрождения.
Он располагался вне городской территории на
самом берегу моря и поражал своими размерами,
функционально ориентированными архитектурными
формами, внушительностью главного фасада, богато
декорированного привезенной из Италии мраморной
и керамической скульптурой, и импозантностью
интерьеров парадных гостиных, предназначенных
для приема гостей.
В 1890 году
художник реконструировал галерею, переделав, в
частности, кровлю в виде большого стеклянного
фонаря, что улучшило освещение картин.
Один из залов галереи
В течение
первых 20 лет существования коллекция галереи и
ее экспозиция не были постоянными. Айвазовский
часто устраивал выставки своих работ в России и
за рубежом. Картины продавались и, как правило, не
возвращались в Феодосию. Но художник работал
довольно быстро, и в течение нескольких месяцев
зал заполнялся новыми произведениями. Таким
образом, зрителей в галерее всегда ожидали новые
впечатления.
Больше всего
посетителей было в доме живописца летом и осенью,
когда в Феодосию заходили пассажирские пароходы.
Особенно привлекала публику близость самого
художника. По воспоминаниям современников,
Айвазовский часто, когда в зале собиралось много
гостей, спускался к ним из мастерской и беседовал
с ними, иногда он работал на публике. Цитируем
одного из свидетелей: "В наш приезд в галерее
работал Иван Константинович над большим
полотном. В широком живописном халате, с палитрой
и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами,
устремленными на оживающее полотно, художник был
положительно эффектен. Он не стеснялся
присутствием гостей, усиленно приглашал нас в
свою мастерскую. Не отрываясь от мольберта, он
шутил и работал, работал неустанно".
Поздняя картина Айвазовского "Наполеон на
острове св.Елены"
(1897), входящая в экспозицию галереи, проникнута
романтическим культом сильной личности.
После смерти
Айвазовского картинная галерея, согласно его
завещанию, перешла во владение города.
В начале XX
века жизнь в ней замерла, назначаемые городской
думой заведующие не могли заменить ушедшего
мастера. В 1914 году, в связи с угрозой
бомбардировок с моря, коллекцию вывезли в
Симферополь. Вернулась она на свое место лишь в
начале 1920-х годов, когда галерея была
национализирована.
В 1923 году ее
директором стал Н.С.Барсамов (1892-1978). Следующие
полвека истории галереи связаны с именем этого
выдающегося человека, автора самого полного
исследования жизни и творчества Айвазовского,
одаренного педагога и талантливого художника.
Постепенно изменялась концепция самой галереи:
монографическая коллекция с течением лет
преобразовалась в собрание пейзажной, в основном
маринистической живописи.
Художник М.Латри (1875-1935) приходился
Айвазовскому внуком.
Его работа "Суда на рейде" (1920-е) является
собственностью Феодосийской картинной галереи.
В годы
Великой Отечественной войны коллекцию
эвакуировали в Ереван. Но уже к маю 1946 года в
здании были завершены ремонтно-
восстановительные работы, и после пятилетнего
перерыва в залах галереи вновь появились
любители живописи.
В 2001 году
Указом Президента Украины галерея получила
статус Национальной.
В настоящее
время ее собрание - это уникальный комплекс
произведений живописи и графики, архивных
документов и фотодокументов, мемориальных вещей
и предметов декоративно- прикладного искусства -
всего более 11 тысяч экспонатов. В музее хранится
417 работ Айвазовского. Экспозиция располагается
в двух зданиях (памятниках архитектуры XIX века) - в
доме И.Айвазовского и особняке его сестры. Здесь
представлены его собственные произведения, а
также работы его современников, учеников и
последователей: Л.Лагорио, А.Фесслера,
Э.Магдесяна, М.Латри, А.Ганзена, К.Богаевского,
М.Волошина, Н.Барсамова и др.
МАКС
ВОЛОШИН
Картина "Мы плыли мимо Однообразных берегов"
создана Волошиным в 1929 году.
Замечательный
русский поэта Максимилиан Александрович Волошин
(1877-1932) был универсалом в культуре: он известен
своей блестящей литературной критикой,
искусствоведческими разборами и любопытными
живописными работами. Влюбленный в древнюю
Киммерию, он построил большой дом в Коктебеле и
переехал в него на постоянное жительство. Этот
дом был легендарным в среде литераторов - здесь
гостили и работали многие выдающиеся русские
писатели XX века (А.Толстой, М.Цветаева, Н.Гумилев и
др.). В юности Волошин, учившийся в Феодосийской
гимназии, "прошел" через художественную
школу Айвазовского. В собственных живописных
опытах Волошин пыталсчя "воссоздать"
древний киммерийский пейзаж, найдя себе
единомышленника в лице еще одного известного
"киммерийца" - художника К.Богаевского
(1872-1943), чье творчество - как и творчество Волошина
- хорошо представлено в Феодосийской картинной
галерее.
По
материалам "Художественная галерея.
Айвазовский", №78, 2006 г.