Вилла
Барбаро, Мазер
Произведения Веронезе можно
увидеть и в красивейших венецианских церквях, и в
лучших музеях мира. Но чтобы наилучшим образом
понять его творчество, необходимо побывать на
вилле Барбаро.
Художественное наследие Паоло
Веронезе сконцентрировано, главным образом, в
Венеции. Каждый, кто приезжает в "город в
лагуне", считает своим долгом посетить хотя бы
церковь Сан-Себастьяно (именно здесь собраны
лучшие религиозные полотна мастера), а также
Дворец дожей и Галерею Академии, где весьма
широко представлены "светские" работы
Веронезе. Богаты его произведениями и другие
крупные музеи Италии - Галерея Уффици во
Флоренции, палаццо Россо, палаццо Бьянко в Генуе,
Капитолийский музей в Риме и т.д. Можно найти
полотна Веронезе и в Картинной галерее Дрездена,
и в санкт-петербургском Эрмитаже, и в парижском
Лувре, и в лондонской Национальной галерее.
Вилла Барбаро, вид сверху
Но
"почувствовать" творчество одного из лучших
мастеров позднего Возрождения невозможно, не
увидев росписи виллы Барбаро, построенной по
проекту Андреа Палладио. Палладио познакомился с
Даниэле Барбаро, своим будущим заказчиком, в 1550
году в Венеции. Барбаро, будучи всесторонне
образованным человеком, живо интересовался
музыкой и астрономией, а в 1556 году издал труды
знаменитого Витрувия. Андреа Палладио выполнил
иллюстрации к этой книге. Брат Даниэле Барбаро
был политическим деятелем и
скульптором-любителем.
Работая над
проектом виллы для братьев Барбаро, Палладио
взял за основу структурную композицию, которую
он использовал при строительстве других вилл для
местной аристократии.
Центральный
корпус виллы с жилыми комнатами имеет фасад,
напоминающий античные храмы. По бокам
центрального корпуса расположены служебные
постройки, оформленные в виде арочной галереи.
Благодаря подобной "горизонтальной схеме",
здание прекрасным образом вписывается в
окружающий ландшафт.
Интерьер одного из залов виллы Барбаро
Кроме
собственно проекта здания, Палладио создал на
вилле (используя ручей с медленным течением воды)
пруд с рыбными садками и миниатюрным нимфеем -
гротом, посвященным нимфам. Перепад уровней
почвы на местности архитектор замаскировал,
предусмотрев в плане два этажа со стороны фасада
и один этаж с противоположной стороны здания.
Строительство
было закончено в 1558 году, а уже в 1560 году Веронезе
приступил к работе над оформлением интерьеров
здания. Иконографический проект росписей
составил хозяин виллы - Даниэле Барабро. В
соответствии с этим проектом, Веронезе должен
был расписать девять залов виллы фресками на
тему Универсальной Гармонии, которая
управляется Божественной Мудростью.
"Гармония" в Зале супружеской любви
В
центральном зале мастер поместил на плафоне
изображение Божественной Мудрости, окруженной
богами Олимпа. Поодаль от них можно увидеть
фигуры четырех элементов стихии и четырех времен
года. В зале делла Крочьера со стороны аркады на
зрителя глядят музы, играющие на музыкальных
инструментах. Фигуры муз изображены в нишах
(подобно статуям). Они символизируют гармонию и
счастливую судьбу обитателей виллы -
покровителей искусств.
Зал
супружеской любви декорирован аллегорией, где
счастливые новобрачные предстают перед
Гименеем, Юноной и Венерой. В залах, чьи названия
продиктованы мифологическими сюжетами
(например, Комнате Вакха), художник помещает
героев фресок на фоне пейзажей, которые создают
иллюзию продолжения ландшафта, окружающего
виллу (Природа при этом как бы входит в дом). Залы,
обращенные к Гроту, оформлены аллегориями
христианских добродетелей. В одном из них,
названном Залом Собаки, Веронезе написал на
своде "Фортуну, защищающую Изобилие и
побеждающую обман". Тема судьбы, изобилия и
веры воплощается во фреске "Аллегория Веры и
Милосердия, защищающих христианина".
Пейзаж, написанный в одном из залов
Кроме
аллегорических фигур, которыми изобилуют сцены
религиозного и мифологического содержания,
Веронезе включил в росписи необыкновенно
реалистичные портреты заказчиков и свой
собственный портрет.
АНДРЕА
ПАЛЛАДИО
Андреа Палладио
Андреа ди
Пьетро делла Гондола (1508-1580), называемый Палладио,
в юном возрасте перебрался из родной Падуи в
Виченцу, где прошел обучение в мастерской
каменотеса. Около 1537 года начинающий архитектор
получил свой первый заказ на постройку
загородной виллы. После его выполнения он и стал
известен как Палладио. Палладио довольно часто
бывал в Риме, где имел возможность изучить
классическую архитектуру. Его знакомство с
Даниэлем Барбаро относится к 1550 году. Вместе с
ним Палладио в последний раз (в 1554 году) посетил
Вечный город. Палладио всегда имел множество
заказов на постройку общественных и частных
зданий в Виченце и Венеции; в 1570 году
Венецианская республика признала его своим
официальным архитектором. В том же году он
опубликовал "четыре книги об архитектуре", в
которых изложил теоретические основы
строительства частных и церковных зданий и
принципы градостроительства.
По
материалам "Художественная галерея.
Веронезе", №77, 2006 г.