Публичное
художественное собрание, Базель
Значительную часть своей жизни
Гольбейн провел в Базеле, поэтому нет ничего
удивительного в том, что именно здесь находится
самое большое собрание работ художника.
Публичное
художественное собрание Базеля располагает
самой солидной - по сравнению с другими музеями -
коллекцией работ Гольбейна. Это около 20-ти его
работ, не считая копий с нескольких утерянных
картин и крупнейшей в мире коллекции рисунков
художника, с которой может соперничать лишь
собрание его графики, хранящееся в Королевской
библиотеке Виндзорского замка. Более или менее
обширными собраниями работ Гольбейна, кроме
того, обладают берлинская Картинная галерея,
нью-йоркский Музей Метрополитен, парижский Лувр
и венский Художественно- исторический музей.
Внутренний дворик базельского
Публичного художественного собрания.
Базельское Публичное
художественное собрание - наиболее почтенный (и
по возрасту, и по ценности экспонатов)
швейцарский музей. Более того, это вообще первая
публичная (то есть открытая для всех желающих)
художественная галерея в Европе.
Она родилась в 1672
году, и ее ядром стал кабинет Базилиуса Амербаха -
коллекция картин, одиннадцатью годами ранее
приобретенная городскими властями Базеля.
Основу этой коллекции составляли именно работы
Ганса Гольбейна Младшего, представленные в ней с
максимальной полнотой. Вход в галерею был
свободным и бесплатным.
Знаменитая скульптурная группа Огюста
Родена "Граждане Кале" (1885-1895), украшающая
внутренний дворик галереи.
Члены семьи Амербах
оставили заметный след в истории Базеля.
Иоханнес Амербах (ок. 1450-1513) был родом из
небольшого немецкого городка Аморбаха. Он учился
в Париже, работал в типографиях Нюрнберга и
Венеции, а в 1482 году перебрался в Базель. Спустя
два года Иоханнес основал здесь собственную
книгопечатню. В 1492-1493 годах в Базеле
останавливался Альбрехт Дюрер - он сотрудничал с
этой книгопечатней, а с ее хозяином подружился на
всю жизнь.
Иоханнес Амербах
изредка приобретал картины, однако первым
настоящим коллекционером в семье стал его сын,
Бонифациус (1495-1562). Бонифациус Амербах был
юристом, причем весьма уважаемым, - об этом
говорит хотя бы тот факт, что в 1525 году его
избрали профессором Базельского университета.
Семью годами ранее, в 1518 году, Гольбейн написал
портрет Б.Амербаха - это событие положило начало
их дружбе. Амербах восхищался работами Гольбейна
и с удовольствием покупал их. Религиозные
полотна художника он в буквальном смысле
сохранил для потомков - присутствие в частной
коллекции спасло их от гибели во время
начавшихся в Базеле религиозных стычек. Помимо
живописи, Бонифациус собирал монеты, медали,
ювелирные украшения и рисунки.
"Портрет Бонифациуса Амербаха"
(1525) кисти Гольбейна.
Его сын, Базилиус
Амербах (1533-1591), унаследовал от отца как
преданность наукам, так и любовь к искусству. Он
значительно расширил коллекцию отца, пополнив ее
новым отделом (с элементами кунсткамеры),
содержавшим любопытные и курьезные экспонаты из
мира живой природы. Базилиус вел обширную
переписку со своими агентами в разных уголках
мира. Количество входящих в собрание работ
Гольбейна при нем увеличилось.
После смерти
Базилиуса Амербаха хозяином коллекции стал его
племянник, Людвиг Изелин (1559-1612). За несколько лет
до ее продажи в 1661 году семьей Изелин городу
коллекция была описана: на этот момент в нее
входило 49 картин, почти 2000 рисунков и около 4000
гравюр. Открытый в 1672 году публичный музей
расположился в специально реконструированном
для него здании на Мюнстерплац, одной из
центральных площадей Базеля.
Эту вывеску, представляющую собой
расписанную с двух сторон темперой деревянную
панель, "сочинили" в 1516 году Ганс и Амброзиус
Гольбейны. Рекламная надпись на панели
предлагает желающим научиться читать услуги
учителя Освальда Гейссхаслера - с обещанием
вернуть деньги в случае неудачного опыта.
Почти сразу же
галерея превратилась в одну из главных городских
достопримечательностей. Появились у нее и новые
жертвователи. Одним из них был известный
базельский юрист и коллекционер Ремиджиус Фэиш
(1595-1667), представитель династии архитекторов и
ювелиров. Его собственная коллекция была
передана в Публичное собрание в 1823 году, когда
завершились долгие и запутанные разбирательства
между его наследниками. Самыми замечательными
экспонатами этого ценнейшего вклада стали
написанные Гольбейном портреты Якоба Мейера и
его жены - первые документально подтвержденные
работы художника.
ШЕДЕВРЫ
СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ
Публичное
художественное собрание Базеля состоит из трех
основных отделов: это художественный музей, в
котором представлены немецкая живопись,
голландские мастера XVII века и изобразительное
искусство Франции (в том числе работы крупнейших
импрессионистов и постимпрессионистов); кабинет
рисунка и гравюры и музей современного
искусства. Последний популярен ничуть не менее
той же гольбейновской коллекции, и в этом нет
ничего удивительного: он включает в себя, в
частности, превосходную коллекцию картин
художников-кубистов, подаренную базельскому
музею Раулем Лароше. Лароше был швейцарским
банкиром и известным коллекционером, жил в 1920-е
годы в Париже в доме, специально для него
спроектированном великим Корбюзье. Большой
интерес представляет также коллекция скульптур
базельского Публичного собрания - в ней
соседствуют работы скульпторов-модернистов и
античные статуи.
Дом Р.Лароше, построенный в 1923 году в
Париже по проекту Ле Корбюзье.
По
материалам "Художественная галерея.
Гольбейн", №55, 2005 г.