Картинная
галерея, Берлин
В берлинской
Картинной галерее хранится восемь картин Яна ван
Эйка. Это, если учесть, что до нашего времени
сохранилось совсем немного работ мастера,
представляется несметным богатством.
Каждая
работа Яна ван Эйка - раритет. Ван Эйка у нас
вообще мало. В настоящее время в мире
насчитывается всего-то около двух дюжин работ
художника, включая приписываемые ему, но не
подписанные им самим картины и спорные
произведения, автором которых мог быть его брат
Хуберт или один из его учеников. Такому
"дефициту" две причины. Первая заключается в
том, что ван Эйк писал в сложнейшей технике и
посему не отличался плодовитостью. Вторая -
безжалостное время, поглотившее значительную
часть творческого наследия мастера. Большинство
картин ван Эйка "прописано" в крупнейших
европейских музеях. Кроме того, несколько его
произведений "эмигрировали" в США.
У себя на
родине Ян ван Эйк лучше всего представлен в
антверпенском Музее изобразительных искусств и
в Городском музее Брюгге. Однако самая большая
коллекция его картин собрана в Картинной галерее
берлинского Культурного Форума. В нее входят три
несомненно подлинных работы ван Эйка и еще пять
картин, приписываемых его кисти.
Фасад Культурного Форума, в котором
нашлось место
и для знаменитой Картинной галереи.
Берлинская
Картинная галерея имеет долгую и непростую
историю. Галерея была основана вскоре после
окончания Наполеоновских войн,
ознаменовавшегося появлением новой
политической карты Европы. В 1815 году прусские
войска совместно с союзническими армиями Англии
и Нидерландов разгромили французов при Ватерлоо,
поставив финальную точку в истории Наполеона.
Это стало началом возвышения Пруссии (ее
столицей был Берлин) среди остальных германских
государств, закончившегося в 1871 году
образованием Германской империи, которую
возглавил прусский король.
Интерьер художественного комплекса
Создание
художественной галереи в Берлине диктовалось,
в первую очередь, политическими интересами.
Пруссии требовалось заявить свое право не только
на военно-экономическое, но и на культурное
лидерство в германском мире. Берлин собирался
соперничать при этом с Дрезденской галереей в
Саксонии и Мюнхенской галереей в Баварии.
Берлинская Картинная галерея, заложенная в 1823
году, открыла свои двери в 1830 году. Здание галереи
построили по проекту выдающегося архитектора
Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841). Сейчас оно
известно как Старый музей. Ядро первоначальной
коллекции составили 378 картин, свезенных из
резиденций прусского короля. В самый последний
момент коллекция пополнилась двумя
существенными поступлениями. В Риме у семьи
Джустиниани были куплены 73 картины, а еще 670 -
приобретены у англичанина Эдварда Солли,
решившего продать их, чтобы избежать
надвигающегося банкротства.
Джустиниановское
поступление привлекало внимание входившими в
него шедеврами итальянской живописи XVII века,
собранными маркизом Винченцо Джустиниани, чье
имя неразрывно связано с именем Караваджо. В
коллекции Солли богаче всего была представлена
голландская живопись. Имелись тут даже фрагменты
Гентского алтаря, сильно пострадавшего в ходе
Наполеоновских войн (разошедшиеся по рукам
панели, к слову, были вновь собраны в Бельгии
только после окончания Первой мировой войны).
"Мадонна в церкви" (ок. 1425)
Яна ван Эйка.
|
Картина "Мельница в Кюлеве"
кисти Поля Сезанна из собрания Картинной
галереи.
|
Первым
директором Картинной галереи стал известный
искусствовед Густав Фридрих Вааген (1794-1868). Среди
его преемников отметим Вильгельма фон Боде
(1845-1929), принявшего директорские бразды в 1890 году.
Боде являл собой счастливое сочетание пытливого
ученого и энергичного администратора, что пошло
на пользу галерее. При нем, в 1904 году, галерея
переехала в новое здание Музея кайзера Фридриха
(теперь этот музей носит имя Боде).
Берлинская
Картинная галерея благополучно пережила Первую
мировую войну, но Вторая мировая война едва не
обернулась для нее гибелью. В мае 1945 года, когда
немецкая столица лежала в развалинах, 400 картин
погибло. Среди них были работы самых знаменитых
европейских художников. Но часть коллекции
все-таки удалось спасти. Впрочем, галерея как
таковая все равно прекратила свое существование,
потому что спасенные картины чуть позже
разделили на две части: одна досталась Западному
Берлину, другая - Восточному. И лишь после падения
Берлинской стены произошло "воссоединение".
В 1999 году объединенную коллекцию перевезли в
новое здание, входящее в комплекс Культурного
Форума.
На картине Лукаса Кранаха Старшего "Отдых
на пути в Египет" (1504)
Святое Семейство изображено на фоне типично
немецкого пейзажа.
БЕРЛИНСКИЕ
СОКРОВИЩА
Берлинская
Картинная галерея располагает одной из лучших в
мире коллекций работ старых мастеров. Помимо
голландцев, в ней представлены немецкие мастера
эпохи Северного Возрождения (среди них - Кранах,
Дюрер и Гольбейн) и итальянцы, жившие и творившие
до начала XVIII века. Что касается голландской
части этого собрания, то ее жемчужинами являются
более двадцати картин Рембрандта и произведения
таких знаменитых мастеров, как Гальс, Рейсдал и
Вермеер. Фламандская школа XVII века имеет здесь
своими "послами" Рубенса и ван Дейка.
Наконец, в галерее хранятся работы многих
французских художников, в том числе Пуссена и
Клода Лоррена. Любитель живописи найдет в
галерее и картины известных английских и
испанских художников.
По
материалам "Художественная галерея. Ван
Эйк", №34, 2005 г.
Сайт в
Интернет