Художественный
музей Бриджстоун, Токио
Художественный музей Бриджстоун
обязан своим появлением человеку, который в
трудные времена поставил себе задачу сохранить
оказавшиеся в опасности произведения искусства.
Вскоре после смерти Сислея его работы резко
подскочили в цене. За ними началась настоящая
охота. Уже в 1900 году "Наводнение в Пор-Марли"
было продано на аукционе за 43000 франков. Столько
денег Сислей не заработал за всю свою жизнь.
Особенным спросом у коллекционеров пользовались
его картины, написанные в 1870-е годы. Сегодня
полотна Сислея можно встретить в любом крупном
музее мира. Наиболее полно творчество художника
представлено в парижском музее Дорсе. Немногим
уступают ему парижский музей Пти Пале,
лондонские галереи Тейт и Куртольда,
вашингтонская Национальная галерея,
нью-йоркский музей Метрополитен, мюнхенская
Новая Пинакотека и некоторые другие собрания
живописи.
Музей Бриджстоун размещается
в штаб-квартире компании "Бриджстоун"
Многие полотна Сислея
хранятся в частных коллекциях. Среди покупателей
его картин в свое время оказалось немало японцев,
находивших у художника немало черт, сближающих
его творчество с японской художественной
традицией. Одним из них был выдающийся
коллекционер XX века Сёдзиро Исибаси, основатель
корпорации "Бриджстоун" ("stone bridge", или
"каменный мост", - именно так звучит в
переводе на английский фамилия "Исибаси"),
чья продукция известна каждому автолюбителю. В
трудную для Японии эпоху, наступившую после ее
поражения во Второй мировой войне, Исибаси
скупил множество картин. Этим картинам грозила
опасность навсегда уйти из страны, поскольку - в
условиях тяжелейшего экономического кризиса и
разрухи - прежде богатые японцы распродавали
свои последние ценности, чтобы выжить. Исибаси
собирал произведения искусства с гуманной целью
- выставить их в общедоступном музее, где бы они
"дарили, - по его словам, - радость и счастье
всем людям". В 1952 году он исполнил свою мечту,
организовав в самом центре Токио Художественный
музей Бриджстоун. Ядро музейного собрания
составили работы западноевропейских художников
- и в первую очередь, импрессионистов и их
последователей, принадлежащих к французской
школе живописи.
Интерьер музея
Сегодня музей
Бриджстоун является крупнейшим собранием
западноевропейской живописи в Японии. В
экспозиции, в частности, широко представлен
пейзаж. Тут, разумеется, не обошлось без Сислея.
Коллекция хронологически охватывает все
творчество художника - от его ранней работы
"Женщины, отправляющиеся в лес" (1866) до одной
из последних картин "Бухта Леди" (1897),
созданной во время поездки мастера в Уэльс. Эта
вещь показывает, насколько свободнее становится
в конце жизни манера Сислея, как просветляется
его палитра. В музее хранится очень популярная
картина живописца - "Июньское утро в
Сен-Мамме" (1884), на которой изображена уходящая
вдаль прибрежная улица, освещенная косыми лучами
летнего солнца. Любопытно, что тут же можно
увидеть ряд пейзажей Моне, что позволяет
посетителю сравнить манеру этих двух столь
разных - несмотря на близкую дружбу и исповедание
одной художественной веры - мастеров. Настоящая
жемчужина токийского собрания - картина Моне
"Наводнение в Аржантёе" (1872-1873), написанная
за три года до появления знаменитой серии Сислея
"Наводнение в Пор-Марли". На этом полотне
Моне городок Аржантёй теряется на заднем плане;
главное же внимание художник уделяет
меланхоличному пейзажу с торчащими из-под воды
затопленными деревьями. Отличие от сислеевского
подхода к изображению природы - разительное.
Кроме того, музей располагает несколькими
работами Моне из его известнейшей серии
"Кувшинки".
Картина "Молодой человек в черном жилете"
(1912) Амедео Модильяни, хранящаяся в музее.
|
В ранней работе Сислея "Женщины,
направляющиеся в лес" (1866) прослеживается
сильное влияние Коро (об этом свидетельствуют
холодный колорит, четкая геометрия и сельский
сюжет).
|
Экспозиция музея
знакомит любителей творчества Сислея с
широчайшим контекстом, выявляющим уникальность
этого художника. Здесь представлены как реалисты
середины XIX века, предшественники
импрессионистов, так и те, кого - более или менее
условно - можно рассматривать как продолжателей
дела импрессионистов. Среди произведений,
которые хочется особо отметить, - картина Мориса
Утрилло (1883-1955) "Канал Сен-Дени (1906-1908), пейзажи,
принадлежащие кисти "пуантилиста" Поля
Синьяка и фовистов Анри Матисса и Мориса
Вламинка. Все они продолжили эксперименты с
цветом и освещением, начатые Сислеем и его
друзьями. Любопытен и пейзаж, написанный в 1913
году Жоржем Руо (тоже входившим в группу
фовистов). В этой работе он, подобно Сислею,
стремился гармонизировать вечный мир,
измене6нный присутствием человека, но ее колорит
резко отличает Руо от его предшественника - он
гораздо мрачнее сислеевского.
На картине "Венеция, сумерки" (1908)
Моне пишет город, освещенный
пылающим светом.
МОНЕ В ВЕНЕЦИИ
В последний раз Моне выезжал за рубеж в 1908-м и 1909
годах, посетив (в сопровождении своей второй
жены, Алисы) Венецию. Художник был очарован этим
городом, запечатлев его в серии холстов. Они -
из-за необычной трактовки света - выглядят
фантастическими пейзажами. Некоторые из этих
картин Моне писал по памяти, сразу по возвращении
домой, в Живерни. Продолжал он "вспоминать" в
красках Венецию и позже. О ярком незабываемом
впечатлении от этой поездки свидетельствуют
строки дневника художника: "Мы оба, - пишет
Моне, имея в виду и свою жену, к тому времени уже
скончавшуюся, - были счастливы в Венеции, и
ностальгия по этому городу не оставляет меня,
побуждая вновь и вновь обращаться к этой
симфонии камня, воды и света". Одной из самых
необычных картин в собрании музея Бриджстоун
считается "Венеция, сумерки" (1908) Клода Моне -
отзвук той самой чудесной поездки мастера.
По материалам
"Художественная галерея. Сислей", №42, 2005 г.