Собрание
Бёрля, Цюрих
Богатый немецкий промышленник одарил свой
любимый город Цюрих одной из самых
представительных коллекций работ Мане и
художников- импрессионистов.
Лучше всего
творчество Мане представлено в парижском музее
Дорсе. За пределами Франции наиболее полной
считается коллекция, собранная немецким
промышленником Э.Г.Бёрлем. Теперь она находится
на постоянном хранении в Цюрихе.
Фасад Собрания Бёрля
Эмиль Георг Бёрль
(1890-1956) родился в Пфорцхейме, на юге Германии. В
школьные годы он больше увлекался наукой и
техникой, получив даже от однокашников прозвище
"Электрический Джейк". Но постепенно любовь
к литературе и искусству победила в его душе, и в
Мюнхенский университет он поступил уже как
студент- гуманитарий. Есть сведения о том, что
Бёрль мечтал стать художником, но начавшаяся
Первая мировая война спутала все его планы. Бёрль
оказался в армии. Воевал во Франции, России и
Румынии.
После войны Бёрль
возвратился в Германию. Работая на
машиностроительном заводе в Магдебурге, он
быстро сделал карьеру, вскоре заняв должность
управляющего. В это же время начинающий
промышленник женился на дочери крупного банкира
Шарлоте Шальк. Но об искусстве он не забыл. "В
нашем мире царят грубость и насилие, - говорил
Бёрль, - и вскоре в нем не останется места для
прекрасного. Произведения искусства останутся,
да, но они будут делаться из бетона и стали.
Поэзия? Останется и она, но стихи будут писать
люди с железными нервами и стальным взглядом".
В 1924 году Бёрль
переехал в Цюрих, где взял под свое управление
разваливающийся промышленный концерн. Благодаря
его хваткости и аккуратности, дела компании
пошли в гору - через некоторое время эта фирма
стала собственностью Бёрля. В дальнейшем концерн
превратился в одного из крупнейших
производителей станков, текстиля и оборудования
для авиации. В годы Второй мировой войны он
снабжал оружием немецкий вермахт. Это темное
пятно в биографии Бёрля до сих пор делает
отношение к нему неоднозначным.
Вид одного из выставочных залов музея
Всерьез заниматься
коллекционированием картин Бёрль начал в 1930-е
годы, но львиная доля приобретений приходится на
последние десять лет его жизни. Особое
пристрастие промышленник питал к
импрессионистам и постимпрессионистам -
соответственно, их картины доминируют в его
собрании.
На протяжении многих
лет картины были Бёрлю лучшими друзьями. Он
отдыхал в их обществе, возвратившись домой после
долгих часов, проведенных в офисе. Иногда он ночи
напролет просиживал в огромном зале, на стенах
которого висели работы художников. "Время,
проведенное с ними, - признавался коллекционер, -
я никогда не считал потраченным впустую. Каждый
момент общения с картинами был для меня
прикосновением к вечности".
Но он очень не хотел
того, чтобы собранная им коллекция оказалась
разоренной после его смерти. Этим опасением и
было вызвано решение создать Собрание и завещать
его Цюриху, городу, который он любил и в котором
прожил большую часть своей жизни. Местом
хранения коллекции стал дом самого Бёрля. Таким
образом, входившие в Собрание 168 картин и 30
скульптур продолжали "жить" у себя дома, о
чем и мечтал Бёрль. В самом здании ничего не
меняли - лишь установили мебель в совершенно
пустых прежде залах.
"Султанша" (1871-1876) кисти Мане.
В коллекции имеются
работы многих видных импрессионистов, однако
богаче всего в ней представлены картины Мане
(около 20 полотен). Отметим среди них
"Султаншу", тематически и технически
связанную с "Олимпией" и "Наной". На
картине "Улица Монье" (1878) запечатлена
сценка из современной жизни - на запруженной
народом, украшенной яркими флагами улице
проходит Праздник Мира, учрежденный в память о
восстановлении страны после ужасов
франко-прусской войны. Впрочем, как и во все
времена, к официальным праздникам тогда
относились с недоверием, видя в них один из
пропагандистских приемов. Это отношение было
характерно и для Мане - на других версиях этой
картины он иронично написал не ликующие толпы
людей, а марширующие армейские колонны.
|
На картине
"Ласточки" Мане написал своих мать и жену.
Отвергнутая жюри Салона 1874 года, эта работа стала
украшением коллекции Бёрля. |
Другие работы Мане,
хранящиеся в этом Собрании, - портреты, пейзажи,
портовые сцены и натюрморты. Самой пронзительной
из них, безусловно, являются "Ласточки". На
этой прозрачной картине Мане запечатлел своих
близких - жену и мать. Картина создана в период
увлечения художника импрессионизмом, о чем
недвусмысленно свидетельствуют некоторые
особенности тогдашнего письма мастера. Эти
особенности и не позволили выставить работу в
Салоне 1874 года. Ее отвергла приемная комиссия
Салона.
Эмиль Бёрль позирует в окружении своих
друзей - картин из собственной коллекции.
ВЛЮБЛЕННЫЙ В
КАРТИНЫ
Друзья, приезжавшие навестить Бёрля, входили
"в пустой зал, по стенам которого, как в музее,
были развешаны картины… Говорили мало, потому
что Бёрль не любил, когда при нем разбирали
художников. Он и сам никогда не делал этого,
предпочитая не анализировать картины, а просто
наслаждаться ими. Он относился к своим картинам
как к живым существам, следя за тем, чтобы никто
не только не касался их руками, но и не говорил о
них ничего обидного. Чистая, почти детская
радость, которую испытывал Бёрль в окружении
своих картин, проявлялась скорее не в словах, а в
его поведении, жестах, и очень скоро посетитель
начинал понимать, что только здесь, среди
полотен, этот человек чувствует себя
счастливым".
По
материалам "Художественная галерея. Мане",
№40, 2005 г.
Сайт в
Интернет