Национальный
музей
Библейского послания
Марка Шагала
Страстно влюбленный в
искусство и при этом глубоко верующий человек,
Шагал хотел построить для своих религиозных
полотен здание, которое не было бы ни музеем, ни
церковью, но местом, где человек мог просто
предаться созерцанию.
К Библии
Шагал трепетно относился всю жизнь, черпая
вдохновение в библейских текстах. "Библия
очаровала меня с раннего детства, - писал
художник. - Я считаю эту книгу непревзойденным
источником поэтического вдохновения". Мысль
Шагала о создании специального музея для серии
своих работ, написанных на библейские темы,
начала принимать отчетливые очертания в 1950-1960-е
годы, чему способствовал целый ряд
обстоятельств.
|
Северный
фасад Национального музея Библейского послания
Марка Шагала, где хранится самая большая в мире
коллекция его работ. |
В 1949 году
Шагал обосновался на юге Франции по соседству с
Анри Матиссом и Пабло Пикассо. Между 1948 и 1951
годами Матисс создал Капеллу Четок, которую
считал вершиной своего творчества и для которой
любовно продумал каждую деталь, включая витражи
и облачения священников. Вскоре после этого
Пикассо написал два панно, изображающие Войну и
Мир, для церкви в Валлорисе (панно были
установлены в 1954 году).
|
Стены музея,
сложенные из гладкого белого камня, окружены
цветочными клумбами, кипарисами, оливковыми
деревьями и пальмами. |
Таким
образом, два самых знаменитых художника
современности на глазах у Шагала обратились к
большим работам на религиозные темы.
Вдохновленный этим примером, в 1954 году Шагал
решил приспособить старую церковь в
Сен-Поль-де-Вансе для выставки своих
"библейских" картин, над которыми он в это
время трудился. Художник начал переговоры с
городскими властями, но они, к сожалению,
закончились безрезультатно. Однако семя было
брошено, идея не угасла, и в дальнейшей ее
реализации немалую роль сыграл один из
знаменитых друзей Шагала. Речь идет о писателе
Андре Мальро, министре культуры Франции в эпоху
президенства генерала де Голля. Мальро,
потрясенный "библейскими" работами Шагала,
предложил построить для них новый музей. Суть
этого предложения сводилась к следующему: Шагал
дарит свои картины французскому народу, а
французское правительство создает для них
отдельный музей. В 1966 году Шагал надлежащим
образом оформил передачу своих картин в дар
государству, и в 1969 году музей был заложен. Он
получил название Национального музея
Библейского послания Марка Шагала. Его
официальное открытие состоялось 7 июля 1973 года, в
86-й день рождения художника.
Музей
расположился на вершине холма близ Ниццы, склоны
которого густо покрыты пышной зеленью. Проектом
здания занимался французский архитектор Андре
Эрман (1908-1978), постоянно консультировавшийся в
процессе работы с Шагалом. Здание построено в
лапидарном современном стиле (основным
строительным материалом стал белый камень), с
просторными, ярко освещенными залами, служащими
гармоничным фоном для развешенных в них картин.
|
|
В центральном
зале музея размещены 12 больших полотен,
иллюстрирующих книги Ветхого Завета "Бытие"
и "Исход". Среди них - "Сотворение человека"
(слева) и "Исход" (справа). |
Ядро
экспозиции составляют 17 больших полотен Шагала
из его цикла "Библейские послания". Темы для
них взяты из книг Ветхого Завета "Бытие",
"Исход" и "Песнь Песней царя Соломона".
Картины написаны в яркой, живой, порой даже
экстатичной манере. Каждая картина представлена
на отдельной стене, однако работы размещены так,
чтобы зритель мог их воспринимать как по
отдельности, так и в их общем единстве,
определяемом единством темы. Полотна занимают
два зала музея: двенадцать картин "Бытия" и
"Исхода" в одном и пять картин "Песни
Песней царя Соломона" в другом зале.
Библейская последовательность событий в
композиции не выдерживается; основной ее
принцип, по желанию Шагала, продиктован
изображенными на картинах формами и цветовой
гаммой.
Помимо
крупных произведений, в музее собрано множество
других религиозных работ Шагала. Здесь есть
картины, написанные маслом. есть рисунки и
гравюры, есть даже скульптуры Шагала 1950-х годов,
представляющие малоизвестную сторону
творчества художника. В фойе выставлены
шагаловские гобелены; концертный зал на 250 мест
(дань любви Шагала к музыке) украшают его витражи,
а на стенах находящегося во дворе бассейна
посетитель найдет мозаики художника. Последние
расположены над поверхностью бассейна, и на них
играют отраженные от зеркальной глади воды
солнечные блики.
Экспонаты
музея свидетельствуют о том, что даже в
преклонном возрасте Шагал был полон творческой
энергии и сохранил незамутненным свое
универсальное видение мира.
Писатель Андре Мальро, друг и
почитатель творчества Марка Шагала
ДРУГ И
ПОЧИТАТЕЛЬ
Друг Шагала,
Андре Мальро (1901-1976), будучи министром культуры
Франции, сыграл решающую роль в основании музея.
До того, как стать государственным деятелем,
Мальро прожил пеструю и увлекательную жизнь. В
1920-х годах он работал с археологами в Китае; в 1930-е
- принимал участие в гражданской войне в Испании;
в годы Второй мировой войны - служил в танковом
корпусе. Был захвачен немцами в плен, бежал из
него, чтобы стать видной фигурой французского
Сопротивления. Мальро написал несколько
нашумевших книг, прославившись в качестве
романиста. После войны много занимался
философией искусства. Как министр культуры, он
запомнился кампанией по реставрации старинных
парижских зданий (и Лувра в том числе). Именно он
заказал Шагалу потолочную роспись парижской
Оперы.
По
материалам "Художественная галерея. Шагал",
№35, 2005 г.