Дом-музей,
Чарльстон
Дом в Чарльстоне был для Ванессы
Белл и Дункана Гранта не просто домом, но и
мастерской. Каждый уголок его сохранил следы
индивидуальности своих хозяев.
Впервые
Ванесса Белл приехала в Чарльстон в 1916 году.
Тогда она прожила здесь четыре года. В дальнейшем
она часто наведывалась сюда, в эту
"деревенскую глушь", но поселилась в
Чарльстоне окончательно лишь в 1939 году, в начале
Второй мировой войны.
Дом Ванессы Белл и Дункана Гранта находится
в живописнейшем местечке Англии -
у подножья холмов Суссекса.
Стены
чарльстонского дома, увитые плющом и окруженные
тенистым садом, помнят многих друзей Ванессы
Белл и Дункана Гранта. Блумсберийцы то и дело
приезжали сюда и гостили по месяцам. Здесь, в
Чарльстоне, делала первые шаги младшая дочь
художницы, Анжелика. Здесь бывали ее
повзрослевшие внуки. Здесь Белл нашла то, что
искала, - тихую жизнь в кругу близких людей.
Каждая
комната в доме - произведение искусства. Не
покладая рук, трудились Ванесса Белл и Дункан
Грант над созданием атмосферы дома, его
неповторимого лица.
Одна из комнат дома-музея
Деревушка
Чарльстон расположена у подножия холмов
Суссекса, в шести милях от небольшого городка
Льюис. Дом стоит в конце длинной, обсаженной
деревьями аллеи. Здание было построено в XIX веке,
но некоторые хозяйственные постройки датируются
XVI веком. Перед домом выкопан большой пруд, а с
другой стороны дома находятся огород и цветочные
клумбы.
Внимание
Белл на дом в Чарльстоне обратила Вирджиния Вулф
(Эшем-хаус, который она арендовала, располагался
в четырех милях отсюда). Приметливость Вулф
оказалась как нельзя кстати. В 1916 году Дункану
Гранту и Дэвиду Гарнету грозила мобилизация.
Чтобы избежать ее, требовалось заняться
каким-нибудь делом, имевшим "государственное
значение". Сельское хозяйство было именно
таким делом. Ванесса Белл посетила Чарльстон и
нашла дом, который ей присоветовала сестра, на
редкость уютным и красивым. Она арендовала его на
длительный срок и подыскала на местной ферме
работу для Гранта и Гарнета.
Расписанный Дунканом Грантом камин в главной
мастерской
И в октябре
1916 года Ванесса, ее сыновья Джулиан и Квентин,
Дункан Грант и Дэвид Гарнет перебрались в
Чарльстон. Жизнь здесь была спокойной, но куда
менее комфортабельной, чем в Лондоне, - несмотря
даже на штат прислуги. В Чарльстоне не было ни
водопровода, ни центрального отопления, ни
электричества. Зимой комнаты иногда так
выстывали за ночь, что в тазах замерзала вода для
умывания. Но были в сельской жизни и свои
преимущества, да еще какие! В те времена, когда
горожане жили впроголодь, обитатели Чарльстона
не ощущали недостатка в провизии, ведь к их
услугам были огород и собственный птичий двор с
курами и гусями, а также клетки с кроликами и
пасека. А когда Белл и Грант сменили всю мебель и
расписали стены дома, в нем установилась та самая
атмосфера, которая раньше привлекала друзей в их
лондонский дом. Теперь блумсберийцы зачастили на
лоно природы, в Чарльстон.
После 1919 года
этот дом стал дачей Белл. Летом здесь собиралось
веселое и шумное общество. Устраивали пикники,
походы, праздники по поводу и без повода. Чаще
других приезжали Литтон Стрэчи, Эдуард Морган
Форстер, Клайв Белл, Роджер Фрай, Вирджиния и
Леонард Вулфы. Именно тогда, в 1925 году, к дому была
пристроена новая просторная мастерская, которую
спроектировал Роджер Фрай. До этого Ванесса Белл
работала в маленькой мастерской в мансарде.
В Чарльстоне хранится множество картин кружка
"Блумсбери" и, конечно же, самих хозяев дома.
"Кухню в Чарльстоне" Ванесса Белл написала в
1943 году.
В 1939 году
Белл и Грант прочно осели в Чарльстоне. Здесь же
художница и умерла в 1961 году. Дункан Грант
пережил ее на семнадцать лет. К этому времени дом
успел изрядно обветшать. За ремонт взялся сын
художницы, Квентин Белл. В 1986 году дом-музей
открылся для публики.
Сегодня
посетители дома-музея могут увидеть его таким,
каким он был в 1950-х годах. Стены, двери, занавеси,
камин, даже оконные рамы, - все здесь украшено
росписями Ванессы Белл и Дункана Гранта. Почти
вся мебель, стоящая в доме, была куплена в
комиссионном магазине в Льюисе, а затем
расписана Белл и Грантом в духе "Омеги".
Кроме этого изысканного "старья", в доме
есть и действительно антикварные вещи,
принадлежавшие нескольким поколениям Стивенов.
Можно увидеть здесь и картины кисти мастеров,
которые были близки к группе "Блумсбери".
Неизменно
восхищает всех, кто приезжает в Чарльстон, огород
Ванессы Белл (его проект принадлежит, опять-таки,
Роджеру Фраю). В этом причудливом огороде с
овощными грядками мирно соседствуют пышные
клумбы, с гипсовыми копиями античных статуй -
скульптуры Квентина Белла.
НАСТЕННЫЕ
РОСПИСИ В ЦЕРКВИ В БЕРВИКЕ
В 1940 году
епископ Белл (однофамилец художницы) обратился к
Дункану Гранту, Ванессе Белл и Квентину Беллу с
просьбой сделать росписи в небольшой церкви в
деревушке Бервик, расположенной в двух милях к
юго-востоку от Чарльстона. Таким образом епископ
желал сблизить религию и современное искусство.
Фреска Дункана Гранта "Христос во славе"
Художники
приняли предложение епископа и немедленно
приступили к работе. Ванесса Белл написала для
бервикской церкви две фрески, "Рождество" и
"Благовещение", помещенные по стенам нефа.
Кисти Гранта принадлежат "Христос во славе"
и "Распятие". Росписи были закончены в 1943
году и сразу вызвали полемику в церковных кругах.
Некоторые священники приветствовали начинание
епископа Белла, полагая, что для восстановления
связи между религией и современностью все
средства хороши. Другие, наоборот, считали
бервикские фрески бездуховными и безнадежно
далекими от лучших образцов религиозного
искусства. Больше же всех были озадачены
прихожане - с опаской отнеслись они к вольной
трактовке сюжетов Священного Писания,
допущенной блумсберийцами. Справедливости стоит
заметить, что стиль "Блумсбери"
действительно не очень-то подходил для церковной
живописи.
По
материалам "Художественная галерея. Белл",
№88, 2006 г.