Галерея
Куртольда
Картины Сезанна
разбросаны по разным музеям мира. Полнее всего
художник представлен в парижском музее Дорсе,
где собраны полотна ведущих художников XX века, и
в двух российских галереях - московском Музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и
санкт-петербургском Эрмитаже. В США работы
Сезанна имеются в Художественном институте
(Чикаго), Фонде Барнса (Мерион, штат Пенсильвания),
музее Метрополитен (Нью-Йорк) и Национальной
художественной галерее (Вашингтон). В Британии
две лучшие сезанновские коллекции находятся в
Лондоне - в Национальной галерее и в Галерее
Куртольда. Последняя располагает девятью
работами Сезанна. Это уникальная галерея - она
интересна не только своим собранием, но и
личностью того человека, кто её основал.
Сэмюэль Куртольд
родился в 1876 году. Его род восходит к ювелиру
Августину Куртольду, переселившемуся в Лондон из
Франции приблизительно в 1690 году. Он бы
гугенотом, которые в те времена преследовались
во Франции католиками. В начале XIX века новым
семейным бизнесом стало шелкоткачество. Спустя
век фирма Куртольдов резко пошла в гору после
приобретения лицензии на производство
искусственного шёлка.
Окончив школу,
Сэмюэль Куртольд изучал новейшие ткацкие
технологии во Франции и Германии, а по
возвращении домой в1901 году работал управляющим
одной из семейных фабрик. С 1908 года он - главный
управляющий всех фабрик, с 1915 года - член совета
директоров, с 1921 года - президент компании
"Куртольдз Лимитед". Этот пост он сохранял
за собой четверть века.
Удачливый
промышленник, Куртольд скопил огромное
состояние.
Любовь к искусству проснулась в нём только после
свадебного путешествия в Италию в 1901 году. Позже
он вспоминал: "Старые мастера запали мне в
душу, и я понял, какой силой обладает искусство,
если высочайшее мастерство соединяется в нём с
самой жизнью".
Куртольд сохранил
интерес к искусству Ренессанса на всю жизнь, что
не помешало ему быть необыкновенно чутким и по
отношению к современной живописи. В частности,
это касается Сезанна - он открыл его для себя в
мае 1922 года, посетив выставку современного
французского искусства в Клубе изящных искусств
в Берлингтоне. Полотно Сезанна "Окрестности
Эстака", которое Куртольд там увидел,
очаровало его.
Именно в это время он
всерьёз занялся коллекционированием картин, в
течение нескольких лет приобретя работы
практически всех видных импрессионистов и
постимпрессионистов.
Куртольд не придавал
значение чужим оценкам, не прислушивался к
чужому мнению, полагаясь лишь на собственную
художественную интуицию. Единственным
человеком, с которым он советовался, была его
жена. Прежде чем купить картину, он любил немного
подержать её у себя.
После 1930 года
Куртольд покупал сравнительно немного картин. Им
овладела другая страсть: поделиться своей
радостью ценителя искусств с другими людьми.
Желание было актуальным - художники, чьё
творчество восхищало Куртольда, были очень бедно
представлены в британских художественных
галереях. Чтобы сделать живопись
импрессионистов и постимпрессионистов более
доступной для широкой публики, Куртольд
пожертвовал Галерее Тейта 50 000 фунтов стерлингов
- на эти деньги Галерея приобрела 23 картины.
Куртольд был щедр и по
отношению к живым художникам. В 1925 году он помог
своему другу, экономисту Джону Мейнарду Кейнсу,
основать Лондонскую Ассоциацию художников,
которая стала выплачивать небольшое, но
регулярное пособие художникам и скульпторам. В
1920-е годы у Куртольда выкристаллизовалась идея
организации первого в истории Британии центра по
изучению истории искусства. В 1928 году он начал
переговоры на этот счёт с Лондонским
университетом, а в 1931 году новый институт был
официально открыт. У института на первых порах
отсутствовало постоянное помещение, но после
смерти своей жены Куртольд передал ему свой
лондонский дом (прекрасное здание XVIII века,
созданное по проекту Роберта Адама) в аренду на 50
лет. Кроме того, институт получил от него большую
часть его коллекции и 70 000 фунтов стерлингов на
строительство галереи, где бы это собрание
хранилось. Открытия своего детища, состоявшегося
в 1958 году, Куртольд, к сожалению, не увидел - он
скончался в 1947 году. Хотя новая галерея стала
одним из самых уютных выставочных залов Лондона,
большим неудобством было то, что коллекция
Куртольда оказалась отделённой от его института.
Ситуация обострилась ближе к 1980 году с
истечением срока аренды здания на Портмен Сквер.
Проблема счастливо разрешилась, когда
освободилось северное крыло Сомерсет-хауса. Это
величественное здание было построено в XVIII веке
сэром Уильямом Чемберсом. Его северное крыло
превышало по площади помещения, где размещались
раньше как Институт Куртольда, так и им
основанная галерея. Они переехали сюда в 1989-90
года, впервые в своей истории встретившись под
одной крышей. Постепенно за ними закрепилось
одно название - Галерея Куртольда.
Сайт
в Интернет
А.
де Тулуз Лотрек в галерее Куртольда
По
материалам "Художественная галерея.
Сезанн", №8, 2004 г.