Национальный
музей
Эжена Делакруа
Квартира и мастерская,
где жил и работал Делакруа в последние годы своей
жизни, превращены ныне в музей, посвященный
творчеству художника.
Музей
Делакруа, расположенный на тихой улочке
Фюрстенберг, скрыт от посторонних глаз. Его
здание не заметно с улицы, а об его существовании
можно узнать лишь из памятной дощечки,
установленной на арке. Пройдя в эту арку,
посетитель вскоре оказывается перед уютным
домом. Здесь художник провел последние годы
своей жизни.
Примыкающая к жилищу Делакруа солнечная
мастерская,
где он проводил большую часть времени
Это жилище
Делакруа приобрел 28 декабря 1857 года. Вполне
понятны причины, по которым художник выбрал для
себя столь тихий уголок. К тому времени Делакруа
уже серьезно болел, а отсюда до церкви
Сен-Сюльпис, где он писал серию своих
монументальных фресок, было рукой подать. Новое
жилье подыскал по просьбе Делакруа его друг,
Эрнест Харо.
Свободная
квартира нашлась в элегантном доме конца XVIII
века, построенном на месте старого монастыря
Сен-Жермен де Пре. Комнаты оказались светлыми и
уютными, но, прежде чем переехать сюда, Делакруа
пришлось решить проблему мастерской. Ее
построили в саду, на это ушло около шести месяцев.
Художник остался очень доволен своим новым
жильем. На следующий день после переезда он
записал в своем дневнике: "Меня разбудил
солнечный свет, лившийся в окно моей комнаты. Я
выглянул в сад, увидел свою мастерскую, и у меня
стало радостно на душе".
Комната, в которой художник
скончался 13 августа 1863 года.
В этом доме
Делакруа прожил до самой смерти, настигшей его в
августе 1863 года. Все эти месяцы он работал,
заканчивая фрески для церкви Сен-Сюльпис и
дописывая последние полотна, выставленные в
Салоне 1859 года. Покидал свой дом он только для
того, чтобы отправиться в церковь Сен-Сюльпис. В
остальном Делакруа жил как затворник, общаясь
лишь с учеником и помощником Полем Андре и
преданной служанкой Женни Ле Гулю.
Согласно
завещанию Делакруа, все его картины - за
исключением тех, что были оставлены конкретным
лицам, - следовало продать с аукциона. На этот
аукцион, состоявшийся в 1864 году и растянувшийся
на несколько дней, выставили около 9000 работ,
включая 60 альбомов с набросками, 1500 пастелей, 850
картин и более 6500 рисунков. Публика увидела все
это впервые.
|
Картина "Кающаяся
грешница в пустыне", написанная в 1845 году и
выставленная тогда же в Салоне, находится теперь
в музее Делакруа. Об этой картине восторженно
отзывался Шарль Бодлер. |
Квартира
Делакруа и его мастерская перешли в частные руки.
Более 60-ти лет они были закрыты для поклонников
творчества художника. В 1929 году дом, в котором он
жил, решили снести, чтобы освободить место для
строительства гаражей.
Это решение
городских властей вызвало бурный протест
парижан. Кампанию по спасению этого памятника
возглавили известные художники Морис Дени (1879-1943)
и Поль Синьяк (1863-1935). Оба они (особенно Синьяк) с
юности были очарованы картинами Делакруа.
Художники основали Общество друзей Эжена
Делакруа и сумели склонить городские власти к
тому, чтобы объявить студию Делакруа памятником
национальной культуры. Позже, в 1971 году, она
получила статус национального музея.
За те годы,
когда квартира Делакруа находилась в частном
владении, она безвозвратно утратила тот вид,
который имела при жизни художника. Тяжелая
мебель в стиле Людовика и многочисленные
сувениры, привезенные из Марокко, исчезли.
Впрочем, кое-что из вещей, некогда принадлежавших
Делакруа, отыскалось. В число этих вещей входят
мольберт Делакруа, палитра художника, два
деревянных столика для рисования и, что самое
удивительное, его узкая кровать, ставшая и его
смертным ложем. Все это сейчас находится в музее.
Помимо
мемориальных вещей, музей владеет рядом работ
Делакруа. Некоторые из них были куплены, другие -
взяты напрокат из запасников Лувра. В основном,
это наброски, рисунки и гравюры, но есть среди
работ и несколько завершенных картин - в том
числе, "Похищение Ревекки" (это полотно
написано на сюжет, заимствованный из романа
Вальтера Скотта "Айвенго") и "Гамлет и
Горацио на кладбище". В музее часто проводятся
временные выставки, имеются стенды,
рассказывающие о дружбе Делакруа с Шарлем
Бодлером и Жорж Санд, организована
документальная экспозиция.
|
На этом, написанном
маслом, портрете, Делакруа запечатлел близкую
ему женщину, свою служанку и верную помощницу
Жанну-Мари (Женни) Ле Гулю. |
ВЕРНАЯ
СЛУЖАНКА
Острый ум и
обаяние молодого Делакруа делали везде его
желанным гостем. Но ближе к старости, когда
художника стали одолевать болезни, он полюбил
одиночество, которое скрашивала простая
бретонская крестьянка Женни Ле Гулю. Она
поступила на службу к Делакруа в 1834 году. В
последние годы жизни Женни вместе с Делакруа
посещала галереи, выходила с ним на прогулки,
ухаживала за ним во время обострений болезни.
Художник писал о ней: "Это на редкость
преданная женщина, которая ревностно охраняет
мою жизнь, подобно стоящему на посту солдату".
Делакруа
завещал Ле Гулю 50000 франков, мебель по ее выбору и
написанный им портрет Женни. В настоящее время
этот портрет находится в спальне дома-музея
Делакруа.
Сайт
в Интернет
По
материалам "Художественная галерея.
Делакруа", №25, 2005 г.