Собрание
Эсторика, Лондон
Собрание современной итальянской
живописи Эсторика было открыто для свободного
посещения в 1998 году. Здесь представлен целый ряд
необычных картин, написанных в XX веке.
Работы де Кирико
практически не встречаются в художественных
галереях, расположенных вне Италии. Собрание
Эсторика в Лондоне является исключением из
общего правила. Оно располагает двумя
знаменитыми работами де Кирико - это
"Меланхолия" (1912), считающаяся самой ранней
картиной из серии "Ариадна", и "Бунт
мудрецов" (1916), написанный художником во время
прохождения военной службы в Ферраре.
|
Здание, где
прописано собрание Эсторика. Оно внесено в
список исторических памятников, и его внешний
вид не подлежит изменению. Внутренний же
интерьер полностью подчинен требованиям
художественной выставки. |
Эта замечательная
коллекция была собрана американцем Эриком
Эсториком. Он родился в нью-йоркском Бруклине в
1903 году в семье еврейских эмигрантов из России. В
молодости Эсторик изучал социологию и написал
биографию британского политического деятеля
Стаффорда Криппса (1889-1952). После Второй мировой
войны Эсторик, получив приглашение работать в
качестве историка-архивиста, переехал в Англию. В
1947 году он женился на дизайнере Саломее Дессау.
Семейная пара неоднократно бывала в Италии,
результатом чего стало увлечение итальянской
живописью XX века. Благодаря этому и родилась ныне
знаменитая коллекция.
|
Интерьер собрания
Эсторика. Комнаты старинного здания были
перестроены по проекту британского архитектора
Натаниэля Ги, превратившего их в образцовые
выставочные залы. |
Так сложилось, что
именно в эти годы интерес к итальянскому
футуризму резко упал, и работы
художников-футуристов существенно подешевели.
Вскоре Эсторик оставил историю и принялся
торговать картинами.
К 1956 году его
коллекция настолько разрослась, что получила
право быть показанной в престижной галерее Тейт.
За несколько лет до своей смерти (он умер в 1993
году) Эсторик решил основать Фонд Эрика и Саломеи
Эсторик с целью дальнейшей организации
публичной художественной галереи. Чтобы
приобрести подходящее для галереи здание и
обеспечить первоначальный капитал, в 1994 году на
аукцион выставили картины Кандинского и Шагала.
Внутренняя реконструкция приобретенного здания
была осуществлена за счет гранта на 650000 фунтов
стерлингов, поступившего от Фонда национальных
лотерей.
Собрание Эсторика
открыли для посетителей 18 января 1998 года.
|
"Бульвар" (1911)
Джино Северини (1883-1966), подписавшего в 1910 году
знаменитый "Манифест футуристов". |
Помимо шести отлично
спланированных и освещенных выставочных залов,
здесь имеется также библиотека. В ней хранится 2000
книг, написанных художниками XX века или
посвященных их творчеству. Ядро постоянной
выставки составляет коллекция работ итальянских
художников-футуристов, соратников отца
футуризма поэта Филиппо Маринетти. Среди них -
Умберто Боччони, Карло Кара, Джакомо Балла, Джино
Северини, Луиджи Руссоло, скульптор Медардо
Россо. В ряду наиболее известных работ стоит
упомянуть картину Балла "Рука скрипача" (1912),
где скорость игры на скрипке передана с помощью
многочисленных, смещенных относительно друг
друга, образов. Руссоло в своей "Музыке" (1913)
делает попытку "изобразить" с помощью
живописных средств звук. Большой интерес
представляют также "Бульвар" (1911) Северини,
"Театральный разъезд" (1911) Кара и
"Современный идол" (1911) Боччони. Кроме этого,
в собрании Эсторика имеется большое количество
рисунков, как бы открывающих зрителю творческую
лабораторию художников-футуристов.
|
"Бунт мудрецов"
(1916) де Кирико написал во время прохождения
военной службы в Ферраре. |
Представлены в нем и
другие течения современной живописи. Здесь можно
увидеть, в частности, "Портрет доктора Франсуа
Брабанде" (1918) Амадео Модильяни, являющийся
поздним образцом характерного для этого
художника "удлиненного" стиля. Есть тут
произведения Марио Сирони и Массимо Кампильи,
примыкавших поначалу к футуристам, но затем
порвавших с ними. Останавливают взгляд рисунки и
эстампы Джорджо Моранди и работы менее известных
авторов - таких, как Зоран Музич.
"Музыка" (1911) Луиджи Руссоло.
МУЗЫКА
Футуристов всегда привлекала идея движения. На
картине "Музыка", написанной в 1911 году
Л.Руссоло, графически изображены колебания
звуковой волны. Фигура человека, сидящего за
клавишами, являет собой источник звукового
взрыва, обозначенного музыкальным знаком
крещендо (повышение громкости) и скрипичным
ключом. Интенсивные оттенки красного, лица (то ли
зрителей, то ли духов музыки) и центробежные
линии мощных звуковых волн заполняют концертный
зал. Луиджи Руссоло (1885-1947) был сыном церковного
органиста. Он первым стал истолковывать музыку
на футуристический лад и вместе со своими
единомышленниками дал несколько публичных
концертов "громкой музыки". Руссоло считал,
что многие звуки современного города должны
стать достоянием современной музыки. Эта идея
нашла среди композиторов-авангардистов самый
широкий отклик.
По материалам
"Художественная галерея. Де Кирико", №45, 2005
г.