Королевская
академия изобразительных искусств
Сан-Фернандо
Работы Гойи
присутствуют в собраниях большинства крупных
художественных галерей мира. В лондонской
Национальной галерее хранится пять его картин;
музей Метрополитен в Нью-Йорке и Национальная
галерея в Вашингтоне имеют по дюжине
произведений Гойи. Однако большая часть
творческого наследия художника остается на его
родине, в Испании. Самое представительное
собрание его работ находится в мадридском музее
Прадо, однако гораздо теснее с именем художника
связана коллекция, хранящаяся в Королевской
академии Сан-Фернандо. Вся жизнь художника
соотносится с этой академией, где он на
протяжении многих лет занимал ряд руководящих
постов.
Главный вход в Королевскую академию,
в XVIII веке перестроенную в неоклассическом стиле
и
ставшую одной из самых красивых и хорошо
обставленных художественных галерей мира.
Академия
Сан-Фернандо, получившая свое название в честь
святого покровителя города Мадрида, основана в
1752 году. Для того времени это было довольно
рядовое событие. Самая первая академия живописи
была создана во Флоренции в 1563 году. Вскоре, в 1593
году, у нее появилась тезка в Риме. В XVII-XVIII веках
этот процесс уже напоминал цепную реакцию. В 1648
году в Париже открыли знаменитую Королевскую
академию живописи и скульптуры. Если в 1720 году в
Европе было 20 академий живописи, то к 1800 году их
насчитывалось более ста. Академия Сан-Фернандо
была первой испанской школой живописи. Вслед за
Мадридом подобными учебными заведениями
обзавелись Валенсия (1778), Барселона (1775), Сарагоса
(1778), Вальядолид (1779) и Кадис (1789).
Тому были
свои причины к XVII веку католическая церковь
перестала занимать центральное место в
управлении культурой. Искусство на глазах
секуляризовалось. Возникла потребность в
профессиональной подготовке художников, которые
в дальнейшем занимались бы не только
"чистым" искусством, но и способствовали бы
промышленному развитию. Сами художники тоже были
заинтересованы в том, чтобы утвердить свой
социальный статус. Наконец, возникновение
академий живописи совпало с зарождением
европейского неоклассицизма, призывавшего к
углубленному изучению творческого наследия
мастеров прошлых эпох.
Академия
Сан-Фернандо во многом копировала французскую
Королевскую академию живописи и скульптуры.
Здесь студентам прививали любовь к классической
живописи и архитектуре. Отбор в Академию был
очень строгим, что на собственном горьком опыте
испытал Гойя, дважды провалившись на
вступительных экзаменах. Принятых в Академию
студентов обязывали участвовать в
многочисленных творческих конкурсах. Самыми
престижными считались награды, полученные в
Риме. Они сразу же открывали перед их
обладателями массу возможностей и приносили
выгодные заказы.
В 1774 году
Академия переехала в здание, которое занимает и
по сей день. Здание было построено в 1720 году для
богатого банкира, а затем перестроено в
неоклассическом стиле. Для этого со стен убрали
лепные украшения в стиле барокко, а прежний
роскошный главный вход заменили строгим
портиком.
Вскоре после
переезда в академии основали музей. Поначалу в
его собрание входили в основном работы
студентов, но сегодня это полноценный музей,
владеющий произведениями великих живописцев и
охватывающий временной отрезок от начала XVI до
первой половины XX века. Среди художников,
представленных в коллекции (помимо Гойи), мы
найдем Эль Греко, Сурбарана, Рубенса, Корреджо и
Тьеполо. Залы музея занимают два этажа, окружая
большой зал, где до сих пор проходят официальные
заседания Академии.
По
материалам "Художественная галерея. Гойя",
№13, 2004 г.