Музей
Фитцуильяма, Кембридж
В этом музее собрана
замечательная коллекция работ Блейка,
"путешествуя" по которой, можно увидеть и
понять основные черты каждого творческого
периода мастера.
Картины,
гравюры и "иллюминированные книги" Уильяма
Блейка можно обнаружить в самых разных музеях
мира. Крупнейшие собрания работ мастера
находятся в Великобритании и Соединенных Штатах.
Особенно представительными коллекциями
располагают Британский музей, галерея Тейт,
музей Виктории и Альберта и Йельский центр
британского искусства. Однако все эти галереи
оставляет далеко позади музей Фитцуильяма в
Кембридже. Кроме представленных здесь работ
Блейка, он интересен еще и тем, что
непосредственно связан с людьми, сыгравшими
заметную роль в судьбе художника.
Фасад здания музея Фитцуильяма
Музей назван
в честь Ричарда Фитцуильяма, Седьмого виконта
Мерриона (1745-1816). Поместье семьи Фитцуильям
находилось в Ирландии, неподалеку от Дублина, но
большую часть своей жизни Ричард Фитцуильям
провел в Лондоне и Париже. Отменно образованный,
он славился в свете своими тонкими суждениями о
музыке, литературе и живописи. Он собрал богатую
библиотеку, куда вошли также иллюстрированные
манускрипты, гравюры (виконт обладал лучшей во
всей Англии коллекцией гравюр Рембрандта) и
картины. Всю свою коллекцию Ричард Фитцуильям
завещал Кембриджскому университету, студентом
которого и сам был когда-то.
Кроме того,
Фитцуильям оставил 100 000 фунтов стерлингов на
строительство особого здания для хранения его
коллекции. Земельный участок под строительство
университет приобрел в 1821 году, а само
строительство началось в 1837 году. Еще через
одиннадцать лет, в 1848 году, состоялось
официальное открытие музея, но отделочные работы
продолжались до 1875 года.
Величественный холл музея
За минувшие
почти полтора столетия музей претерпел
несколько ремонтов и реконструкций. Отдельные
изменения коснулись и интерьеров выставочных
залов. Теперь музей Фитцуильяма считается одним
из лучших в Великобритании. Здесь превосходно
представлена голландская и итальянская живопись
(в особенности музей гордится тициановским
полотном "Тарквиний и Лукреция"). Кроме
картин, в галерее экспонируются рисунки, монеты,
греческие и римские древности, а также собрание
корейской керамики - лучшее в мире, если говорить
о коллекциях, находящихся за пределами
собственно Кореи.
Отдельного
разговора заслуживают директора музея. С 1893 по 1908
год этот пост занимал М.Р.Джеймс, один из ведущих
медиевистов того времени. Областью его научных
интересов были иллюстрированные манускрипты.
Правда, английской публике Джеймс более
запомнился... рассказами о духах и приведениях.
Они и поныне считаются классикой жанра. По чести
говоря, для развития музея гораздо больше сделал
не он, а его преемник - сэр Сидни Коккерелл,
остававшийся на посту директора музея
Фитцуильяма до 1937 года.
"Лист 5: Ночь Вторая" - одна из блейковских
иллюстраций
к поэме Эдварда Юнга "Ночные думы".
Когда
Коккерелл принял музей, экспонаты в нем были
представлены в чудовищном беспорядке, а все
выставочные залы буквально трещали по швам.
Новый директор сумел навести порядок. Он убрал в
запасники часть второстепенных полотен и оживил
интерьер выставочных залов с помощью напольных
ковров и ваз с живыми цветами. Покидая свой пост,
Коккерелл с гордостью заметил: "Я пришел в
хлев, а после себя оставляю дворец".
Первую
работу Блейка музей Фитцуильяма приобрел в
начале 1818 года, еще при жизни художника. Спустя
много лет, в 1872 году, музей получил в дар
прекрасно сохранившуюся копию
"иллюминированной книги" Блейка "Брак
Неба и Ада", а в дальнейшем коллекция его работ
продолжала пополняться и за счет приобретений, и
за счет пожертвований. В 1935 году щедрый вклад в
музейное собрание работ Блейка сделал Т.Рич,
женатый на внучке Джона Линнела, одного из
покровителей художника (именно от него и перешли
к Ричу гравюры и другие произведения Блейка,
которые он, в свою очередь, завещал музею). Позже,
в 1949 году, музею подарили шесть превосходных
работ Блейка, бывших некогда собственностью
другого покровителя мастера, Томаса Баттса.
Жемчужина собрания музея Фитцуильяма -
авторская копия картины Тициана "Тарквиний и
Лукреция" (1571).
Наиболее
значительным поступлением последних лет стала
коллекция, завещанная музею скончавшимся в 1982
году сэром Джеффри Кейнсом, исследователем
творчества Уильяма Блейка. Благодаря подобным
поступлениям "блейковское собрание" музея
Фитцуильяма можно считать уникальным, тем более
что в нем имеются также несколько портретов
Блейка, сделанных другими художниками, а также
его прижизненная маска, снятая в 1823 году.
ВРАЧ И
ФИЛОЛОГ
Уильям Чеппел, танцор, исполнивший главную
роль
в балете "Иов"
Сэр Джеффри
Кейнс (1887-1982), брат знаменитого экономиста Джона
Мэйнарда Кейнса, с детства мечтал стать врачом.
Прославился он как один из пионеров переливания
крови. В 1922 году он опубликовал книгу, где
подробно описал тонкости этого процесса, и она на
многие годы стала настольным чтением
студентов-медиков. Врачебная деятельность,
однако, не мешала Кейнсу заниматься еще одним
любимым делом - литературными исследованиями. Со
временем он опубликовал несколько трудов,
посвященных творчеству Джейн Остин, Руперта
Брука (с ним вместе Кейн учился в школе), Джона
Донна и, конечно же, Уильяма Блейка. Первую книгу
о Блейке он написал в 1921 году, после чего
последовало еще десять исследований,
посвященных ему. Кроме того, сэр Джеффри основал
в 1949 году Фонд Блейка, который должен был
осуществить качественное факсимильное издание
"иллюминированных книг" мастера. Наконец,
Кейнс написал либретто балета "Иов". Музыку
к балету сочинил Ральф Воган Уильямс, а его
премьера состоялась в 1931 году.
По
материалам "Художественная галерея. Блейк",
№99, 2006 г.