Собрание
Фрика, Нью-Йорк
В то время, когда стиль рококо
вышел из моды в Европе, возросла его популярность
в Соединенных Штатах, и теперь многие знаменитые
картины Фрагонара находятся за океаном.
Фрагонар был плодовитым художником, поэтому не
удивительно, что его работы встречаются в музеях
всего мира. На родине, во Франции, художник лучше
всего представлен в Лувре; кроме того, ряд работ
Фрагонара находится в провинции – в музее
Пикарди в Амьене и музее Фрагонара в Грассе.
Большой коллекцией французской живописи XVIII века
владеет Собрание Уоллес в Лондоне. Отдельные
полотна Фрагонара можно найти также в
санкт-петербургском Эрмитаже и Национальной
галерее в Вашингтоне.
Фасад здания, в котором разместилось Собрание
Фрика
Но во всем мире не
найти второго музея, где творчество Фрагонара
было бы представлено так широко, как в Собрании
Фрика в Нью-Йорке. Особенность Собрания Фрика
заключается в том, что именно здесь удалось
собрать почти все шедевры Фрагонара, включая
четыре картины, написанные по заказу мадам
Дюбарри. В здании Собрания творчеству Фрагонара
отведен отдельный зал, а сам музей считается
одной из жемчужин в культурной сокровищнице США.
Собрание Фрика носит имя своего основателя Генри
Клея Фрика (1849-1919) – промышленника и
коллекционера. Фрик вырос на отцовской ферме в
Пенсильвании, ему удалось получить лишь
начальное образование. С ранних лет он начал
работать секретарем и бухгалтером у своего деда,
торговавшего мукой. В 1871 году Фрик вместе с двумя
своими двоюродными братьями основал собственное
дело – кокосовую печь для поставки топлива в
соседний Питтсбург, крупнейший центр
производства стали в США.
Зал Фрагонара в Собрании Фрика
Вскоре после того, как
была основана эта компания, Фрик взял банковский
кредит. Отчет банковского инспектора, изучавшего
возможность предоставления кредита, дает нам
представление о характере Фрика: «Весь день
проводит на работе, а вечера предпочитает
проводить за чтением. Любит живопись – быть
может, слишком страстно, но не настолько, чтобы
можно было отказать ему в ссуде». Из этого отчета
становится ясно, что тяга к живописи появилась у
Фрика очень рано – в ту пору ему едва исполнилось
20 лет.
К тридцати годам, то есть к 1879 году, Фрик уже стал
миллионером, а следующим летом впервые посетил
Европу, куда отправился вместе с Эндрю Меллоном,
процветающим бизнесменом и известным
коллекционером, в будущем одним из основателей
Национальной галереи в Вашингтоне. В 1881 году Фрик
женился и тогда же сделал свое первое
документально подтвержденное приобретение –
купил картину современного и почти неизвестного
теперь испанского художника Луиса Хименеса.
Регулярно покупать картины Фрик начал ближе к
середине 1880-х годов, когда стал одним из самых
богатых людей Америки.
Генри Клей Фрик со своей женой на Пя той авеню в
Нью-Йорке, 1915 год.
Примерно в это же
время Фрик приобрел в Питтсбурге новый дом, решив
превратить его в галерею для собранных картин. Но
узнав о том, как губительно действуют на краски и
холсты ядовитые газы, выбрасываемые в воздух
трубами сталелитейных заводов Питтсбурга,
миллионер перевез свои сокровища в Нью-Йорк, в
большой особняк, который он арендовал на Пятой
авеню с 1905 по 1914 год.
А в 1914 году архитектор Томас Гастингс построил
для Фрика на Пятой авеню новый особняк в стиле
французских дворцов XVIII века.
Собирать картины Фрик продолжал до конца своей
жизни. Незадолго до смерти, в 1919 году, он, в
частности, купил картину Вермеера «Госпожа и
служанка». Помимо картин, Фрик покупал рисунки,
гравюры, эмаль, бронзу и фарфор. В последние годы
жизни он широко занялся благотворительностью,
взяв под свою опеку несколько больниц и школ.
Свой дом и коллекцию произведений искусства
миллионер завещал Нью-Йорку. Согласно последней
воле Фрика, его особняк должен был стать
публичной художественной галереей, «побуждающей
молодых людей изучать изящные искусства и
предоставляющей полезный отдых и развлечение
людям всех возрастов».
"Пейзаж с пешеходным мостиком" (1652) кисти
голландского пейзажиста XVII века Якоба ван
Рейсдала
хранится в коллекции Фрика
В 1931 году, после
смерти вдовы Фрика, особняк подвергся
незначительной перепланировке; 16 декабря 1935 года
его открыли для посещений.
В 1977 году к особняку пристроили новое крыло, но,
несмотря на это, коллекция Фрика осталась на
своем прежнем месте, и картины по-прежнему
находятся почти в семейной обстановке.
ЗАБАСТОВКА
Эндрю Карнеги, "стальной король Америки".
Продав свою компанию в 1901 году, Карнеги стал
самым богатым человеком в мире.
Фрик был тесно связан
с крупным промышленником Эндрю Карнеги. В 1882 году
Карнеги купил контрольный пакет акций компании
Фрика, а в 1889 году Фрик стал управляющим
сталелитейной компании «Карнеги, братья и
компания». Тремя годами позже, в 1892 году, на
сталелитейном заводе Карнеги в Хоумстеде, штат
Пенсильвания, вспыхнула забастовка. Рабочие
требовали поднять зарплату. В ответ Фрик нанял
штрейкбрехеров и 300 частных охранников, которые
должны были защищать завод от нападения
забастовщиков. 6 июля произошло столкновение
между бастующими и охранниками, в результате
чего несколько человек были убиты. Легкое
пулевое ранение и удар ножом получил при этом и
сам Фрик. Вступившая в дело Национальная гвардия
помогла очистить завод от забастовщиков. По
официальным данным, стачка прекратилась 20
ноября.
По
материалам "Художественная галерея.
Фрагонар", №63, 2005 г.