Художественная
галерея Хантера, Глазго
Эта шотландская галерея обладает
одним из самых больших в мире собраний работ
Уистлера. Помимо картин, в него входят
многочисленные рисунки художника.
Художественная галерея Хантера является
подразделением университета шотландского
города Глазго. Коллекцию картин и рисунков
Уистлера подарила галерее Розалинда Бирни
Филипп, свояченица Уистлера.
Внешний вид художественной галереи Хантера
Свои имя галерея
получила в честь доктора Уильяма Хантера (1718-1783),
одного из ведущих врачей-хирургов своего
времени. Уже в 14 лет он поступил на медицинский
факультет университета в Глазго. Позже он
продолжил учебу в Эдинбурге и Лондоне, где вскоре
ему поручили читать лекции по хирургии и
анатомии. Несмотря на открывавшуюся перед ним
академическую карьеру, Хантер неожиданно
оставил преподавание и в 1748 году начал работать
акушером в одном из родильных домов Лондона.
В 1764 году Уильям Хантер поступил на службу к
королеве Шарлотте – в качестве придворного
врача-педиатра. Чуть позже, в 1767 году, он стал
членом Королевского медицинского общества, а в
1768 году – профессором только что открывшейся
Королевской медицинской академии. В те же годы
Хантер задумался о создании собственного музея.
Интерьер галереи
Поначалу Хантер
коллекционировал предметы, имеющие отношение к
медицине, но вскоре круг его интересов
расширился, и коллекция стала пополняться
медалями, раковинами, редкими книгами и монетами.
Хантер оказался страстным собирателем. Один из
коллекционеров-конкурентов вспоминал о том, как
Хантер скупал монеты: «Бог мой! Это был
совершенно одержимый человек. Однажды он сказал
мне, что будет рад, если я разорюсь. Ведь тогда мне
не останется ничего другого, как продать ему мои
старинные греческие монеты!»
В завещании Хантер назначил наследником своего
племянника – с условием, что спустя 20 лет его
коллекция должна перейти в распоряжение
университета Глазго. Последняя воля покойного
была исполнена. Музей Хантера открылся в 1807 году,
став первым публичным музеем в Шотландии.
"Гармония в красном: Свет лампы" (1884-86),
портрет жены Уистлера Беатрисы Гудвин.
О том, насколько
разносторонними были интересы Хантера,
свидетельствует собранная им коллекция
редкостей, которую можно увидеть в музее, носящем
его имя. Жемчужина собрания – насчитывающая
более 30000 экземпляров коллекция монет.
В последующие годы музей неоднократно получал в
дар коллекции от других бывших студентов
университета. Когда картин и гравюр накопилось
достаточно много, университет построил для них
новую художественную галерею. Эта галерея тоже
носит имя Хантера. Выдержанное в современном
стиле здание галереи возводилось по проекту сэра
Уильяма Уайтфилда и было закончено в 1981 году.
Собрание картин, хранящихся в галерее,
удовлетворяет вкусам самых разных посетителей.
Здесь можно увидеть работы Пикассо, Рембрандта,
Дюрера и многих других известных художников.
Наиболее полно представлено творчество
шотландских художников XIX-XX вв. Среди этих работ
выделяются картины группы уроженцев Глазго. Эта
группа сложилась в 1880-х годах, и большинство ее
членов испытали сильное влияние манеры Уистлера.
Стараниями одного из них, Э. Уолтона, в Глазго
даже организовали выставку работ Уистлера.
"Осенний рассвет" (1884) кисти Э.Уолтона.
Кстати, именно по
рекомендации Уолтона Торговая корпорация Глазго
заказала в 1891 году Уистлеру портрет Томаса
Карлейля. Это был первый заказ, полученный
Уистлером от общественной организации, и он
настолько польстил ему, что впоследствии его
наследница (Розалинда Бирни Филипп) решила
передать картины и рисунки художника не
куда-нибудь, а именно в университет Глазго.
Собрание работ Уистлера в художественной
галерее Хантера обширно, но не слишком
представительно. Да, в галерее можно увидеть
многочисленные наброски и рисунки художника,
позволяющие проследить процесс создания той или
иной композиции, но почти все они относятся к
позднему периоду творчества Уистлера.
Практически все ранние работы мастера разошлись
по рукам частных коллекционеров после
разорительного для него суда с Джоном Рескином.
Помимо рисунков и набросков, в галерее есть
несколько поздних картин Уистлера, среди которых
выделяется портрет его жены Беатрисы «Гармония в
красном: Свет лампы» (1884-1886).
ЧАРЛЗ РЕННИ МАКИНТОШ
Один из самых посещаемых в галерее Хантера залов
посвящен творчеству Чарлза Ренни Макинтоша
(1868-1928). Макинтош был прекрасным архитектором,
дизайнером и художником-акварелистом. В качестве
архитектора он прославился тем, что предложил
свою собственную версию архитектурного стиля
«ар нуво», в котором простые геометрические
формы сочетались с плавными изгибами. Шедеврами
Макинтоша считаются построенное по его проекту
здание Художественной школы в Глазго (1897-1899) и
четыре чайных комнаты.
Гостиная-мастерская Макинтоша. Все детали
интерьера были вывезены из дома архитектора
перед его сносом в 1963 году.
Работы Макинтоша
получили широкое признание во всей
континентальной Европе – но, по иронии судьбы, не
на его родине. Это вынудило мастера покинуть
Англию и поселиться во Франции. Музей в Глазго
постарался восполнить эту историческую
несправедливость и воздать – пусть и с
запозданием – по заслугам своему талантливому
соотечественнику. Сейчас в музее Хантера
воссоздан интерьер дома, в котором жил Макинтош,
включая 60 предметов мебели, выполненных по его
оригинальным проектам.
По
материалам "Художественная галерея.
Уистлер", №67, 2006 г.