Хоулкхэм
Холл, Норфолк
Лучшую в мире
коллекцию работ Клода Лоррена можно найти в
английском поместье, расположенном среди густой
зелени в одном из графств на востоке Англии.
Около 250
дошедших до нас картин Клода Лоррена разбросаны
по многим крупным музеям всего мира. Художник
хорошо представлен в парижском Лувре, мадридском
Прадо, римской галерее Дориа-Памфили и
петербургском Эрмитаже. Однако наибольшее число
работ Лоррена прописано в Англии, где его
творчество в XVIII и XIX веках пользовалось огромной
популярностью.
Одно из
лучших в мире собраний Лоррена принадлежит
лондонской Национальной галерее. Отдельные
полотна художника хранятся в Национальных
галереях Кардиффа, Дублина, Эдинбурга и в ряде
провинциальных музеев. Впрочем, наиболее
интересные образцы живописи Лоррена лучше всего
искать не в картинных галереях, а в старинных
поместьях. Самая впечатляющая коллекция работ
художника находится в Хоулкхэм Холле, в Норфолке.
Хоулкхэм Холл, общий вид
Хоулкхэм
Холл был построен Томасом Коуком (1697-1759), который
в 1744 году стал первым графом Лейстером. Как и
большинство аристократов того времени, Коук
завершил свое образование большим путешествием
по странам Европы. Предполагалось, что в таких
длительных поездках отпрыски знаменитых фамилий
должны были упражняться в иностранных языках,
изучать государственное устройство и
национальные традиции других стран. В августе 1712
года юный Томас - в сопровождении своего
гувернера, доктора Томаса Хобарта, и нескольких
слуг - покинул Англию. Вернулся домой он только в
мае 1718 года. Находясь в 1714 году в Риме, Коук
сблизился с английским художником Уильямом
Кентом (1685-1748), результатом чего стало сделанное
Кенту приглашение принять участие в постройке
дома в Хоулкхэме.
Интерьер Зеленой спальни
В Италии Коук
отдал дань коллекционерской лихорадке, скупая
без разбору все картины и статуи, которые ему
предлагали. Забавный факт - он, по некоторым
свидетельствам, едва избежал тюрьмы, пытаясь
вывезти из страны античную статую Дианы, не имея
на то официального разрешения (потом оно было
все-таки получено). После возвращения в Англию
Коук продолжал собирать произведения искусства
и даже нанял агентов, работавших на него в Италии.
Надо сказать, что Коук не отказывал себе и в
других удовольствиях. Он любил выпить, был
заядлым картежником и охотником и очень любил
что-нибудь перестраивать.
Не имея
привычки считать деньги, Коук быстро промотал
свое наследство. К 1721 году у него оказалось
долгов на 70000 фунтов стерлингов (сумма по тем
временам совершенно фантастическая). Чтобы хоть
как-то поправить свои дела, он занялся
организацией почтовой связи - и настолько
успешно, что в 1733 году его назначили Главным
почтмейстером Британии. Эта должность доставила
Коуку 1000 фунтов стерлингов ежегодного дохода, а
помимо этого, дала возможность беспрепятственно
просматривать интересующую его частную
корреспонденцию.
Картина Клода Лоррена "Эрминия и
пастухи" хранится в Хоулкхэм Холле
|
Портрет Томаса Коука, первого графа
Лейстера, написанный Томасом Гейнсборо (1727-1788)
|
Спустя год
после принятия должности Коук приступил к
строительству нового дома в своем родовом
поместье в Хоулкхэме. Эту идею он лелеял давно,
но, за недостатком средств, оставлял до лучших
времен. И они наступили. К работам аристократ
привлек видных специалистов. Консультировал его
Ричард Бойль (1694-1753). Ведущим архитектором Коук
нанял Мэтью Бреттингема Старшего (1699-1769), общую
разработку проекта при этом поручив Уильяму
Кенту. Результаты их общего труда превзошли все
ожидания. Правда, само строительство растянулось
на десятилетие - до 1760-х годов. Сам Коук так и не
увидел конечного результата. Еще раньше умер его
единственный сын. Поместье после смерти обоих
хозяев досталось сначала племяннику Коука,
Роберту, а затем сыну Роберта, новому Томасу
Коуку (1752-1842). Он, серьезно подойдя к делу, сумел
превратить убыточный прежде Хоулкхэм в
процветающее хозяйство.
Как это порой
бывает с частными коллекциями, отдельные работы
из собрания Хоулкхэма время от времени
продавались (чаще это было вызвано финансовыми
трудностями). Самым ценным экспонатом, ушедшим из
хоулкхэмской коллекции в 1980 году, стал купленный
Томасом Коуком в 1717 году манускрипт Леонардо да
Винчи (так называемый "Кодекс Лейстера"). Эту
рукопись тогда продали за 2,4 миллиона фунтов
стерлингов. Однако даже такая потеря не
оказалась смертельной для собрания Хоулкхэма,
по-прежнему считающегося одним из лучших
английских частных собраний.
|
Беседка,
построенная в 1734 году по проекту Уильяма Кента в
одном из аристократических поместий, - яркий
пример палладианства в английской архитектуре. |
ТВОРЕЦ
ХОУЛКХЭМ ХОЛЛА
Уильям Кент,
принявший активное участие в перестройке
Хоулкхэм Холла, был талантливым архитектором и
одним из самых разносторонних английских
художников XVIII века. С 1709 по 1719 год он работал в
Италии, где, помимо занятий живописью,
зарабатывал на жизнь перепродажей произведений
искусства и обслуживанием (в качестве гида)
богатых английских туристов. Во время одной из
таких экскурсий Кент познакомился с лордом
Берлингтоном, который впоследствии, когда оба
оказались на родине, протежировал ему.
Берлингтон много способствовал распространению
в Англии палладианства, основанного на идеях
итальянское архитектора Андреа Палладио (1508-1580).
Кент стал истовым исповедником этого стиля - как
в дизайне, так и в архитектуре. Это увлечение
проявилось в спроектированной им мебели и даже в
адмиральском катере, построенном в 1732 году по его
чертежам для Фредерика Льюиса, принца Уэльского.
Кент считался видным специалистом по садовому
ландшафту и был одним из первых, кто предложил
разбивать возле поместий "натуральные"
парки, словно сошедшие с пейзажей Клода Лоррена.
По
материалам "Художественная галерея.
Лоррен", №28, 2005 г.