Музей-квартира
А.И.Куинджи, Санкт-Петербург
Этот мемориальный музей, открытый
совсем недавно, к 150-летию со дня рождения
Куинджи, устроен в квартире, где художник провел
последние тринадцать лет своей жизни.
Куинджи при жизни был необыкновенно
популярен. Коллекционеры, готовые платить за его
картины любые деньги, буквально охотились за
ними. Репин вспоминал: "Были такие, которые на
коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь
картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть
художник берет что угодно, они небогаты, но они в
рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за
свой мазок, этюд или набросок..." В 1880 году в
петербургских гостиных бурно обсуждали покупку
великим князем Константином картины "Лунная
ночь на Днепре" за немыслимую по тем временам
сумму - 5000 рублей.
Дом, где находится Музей-квартира А.Куинджи.
Над четвертым этажом возвышается мастерская
художника.
Тем не менее,
сегодняшнюю географию творческого наследия
Куинджи нельзя назвать обширной. Его работами
могут похвастаться не так уж много музеев -
отметим среди них музеи Ставрополя, Ярославля,
Казани, Минска, Киева, Пензы, Таганрога, Самары.
Несколько общеизвестных шедевров мастера
экспонируется в Третьяковской галерее. Наиболее
же представительное собрание его произведений
хранится в Русском музее.
Это не
покажется удивительным, если учесть, что
П.Третьяков не слишком охотно покупал картины
художника (его раздражали их яркие цвета), а с
Петербургом была связана большая часть жизни
Куинджи. Он появился здесь в начале 1860-х годов и
за без малого полвека петербургского бытия
сменил несколько квартир - все на Васильевском
острове. В 1897 году художник продал доходные дома,
которые, несмотря на свое название, не приносили
ему дохода, и поселился в доме знаменитого купца
Г.Елисеева в нынешнем Биржевом переулке
(исторический адрес: Биржевая линия, 18). Здесь
Куинджи прожил до самой своей смерти, настигшей
его в 1910 году.
Любовно воссозданный интерьер мастерской
дает представление о том, как жил художник
Не так давно,
к 150-летию со дня рождения мастера, в этой
квартире был организован мемориальный музей
А.И.Куинджи. Так, с восьмидесятилетним
опозданием, оказалось реализовано предложение
Н.Рериха, сразу после ухода своего учителя
призывавшего сделать это. Новый музей пополнил
собой ряд мемориальных музеев-филиалов
выдающихся художников-педагогов петербургской
Академии художеств (И.Репина, П.Чистякова,
И.Бродского), все эти музеи входят в состав
Научно- исследовательского музея Российской
Академии художеств - первого открытого для
свободного доступа российского музея,
созданного в XVIII веке по указу императрицы
Елизаветы Петровны.
Удивительно -
дом, где находится Музей-квартира Куинджи,
является ровесником художника; здание было
возведено в 1842 году по проекту А.Пеля для купца
Меняева. Позже дом перешел к семье Елисеевых, в 1870
году он подвергся реконструкции по проекту
Л.Шперера. В 1879 году был надстроен 4-й этаж, а
восемью годами позже - над четвертым этажом
появилась огромная мансарда- мастерская, из
которой открывался изумительный вид Петербурга.
В ней-то и обосновался Куинджи. Этот дом иногда
называют "домом художников" - в нем в разное
время жили И.Крамской, М.Клодт и другие известные
живописцы.
Написанная Куинджи в 1880-е годы "Ночь" -
парафраз
на тему его более ранних ноктюрнов.
Работа хранится в Музее-квартире художника.
Сейчас для
посетителей Музея-квартиры открыты часть
квартиры (кабинет, столовая, гостиная) и
мастерская, куда из квартиры можно подняться по
лестнице. Любовно воссозданная обстановка
максимально повторяет ту, которая была при жизни
художника. А.Куинджи жил очень скромно. По
большому счету, он не любил вещей, быта - мебель
покупал только самую необходимую и
исключительно на распродажах; естественно, она
не сохранилась. После смерти Куинджи фрагмент
описи имущества звучал, например, так:
"Гостиная: один диван, два кресла, восемь
стульев мягких, один рояль". Рояль художник
подарил своей жене, Вере Леонтьевне, которая
неплохо играла на нем. Эта спартанская атмосфера
"функционального" жилья сохранена в
Музее-квартире. Письменный стол с микроскопом
для изучения свойств красов (не случайно Куинджи
брал уроки у Менделеева), тахта, кресло, мольберт -
и очень много гулкого пространства и света,
боготворимого художником.
"Украинский пейзаж" В.Зарубина (1866-1928)
демонстрирует творческое усвоение живописных
принципов учителя.
Экспозиция
музея, помимо "рассказа" о стиле жизни
Куинджи, подробно "комментирует" его
легендарную педагогическую деятельность в
качестве профессора Академии художеств и просто
Учителя по призванию. Пришедший сюда может не
только подышать "воздухом Куинджи", но и
познакомиться с замечательными работами его
учеников и последователей.
УЧЕНИКИ
"Зимний пейзаж" кисти еще одного ученика
Куинджи, Е.Столицы(1870-1929).
Пейзажная
мастерская Академии художеств, которой Куинджи
руководил в 1894-1897 годах, представляла собой
настоящий интернационал в миниатюре. Украинец
Я.Бровар, латыш В.Пурвит, поляк Ф.Рушиц, не то
армянин, не то француз М.Латри (внук, кстати,
Айвазовского) - всех их объединяла бескорыстная
любовь к живописи и вечной красоте мира. Самые
известные ученики Куинджи - Н.Рерих, К.Богаевский,
А.Рылов. Но это вовсе не значит, что остальные
находились в их тени; представленные на этой
странице работы других "птенцов" Куинджи -
лучшее тому подтверждение. Общение мастера с
учениками не ограничивалось стенами Академии,
оно продолжалось в его квартире, ставшей
своеобразным филиалом пейзажной мастерской.
Здесь они собирались вечерами, за недостатком
мебели часто устраиваясь прямо на полу.
Бездетный Куинджи относился к своим ученикам как
к собственным детям - он не только посвящал их в
секреты мастерства, но и помогал деньгами,
предупрждал об опасностях, а в 1898 году даже
устроил им на собственные средства путешествие
по Европе.
По
материалам "Художественная галерея.
Куинджи", №84, 2006 г.