Художественная
галерея
леди Левер, Порт Санлайт
Эта галерея была основана богатым
промышленником викторианской эпохи, который
сумел собрать одну из лучших в Англии коллекций
живописи.
Джон Эверетт Миллес оставил после себя огромное
наследие, поэтому его работы можно встретить во
многих английских музеях: в лондонской галерее
Тейт (самое большое собрание картин Миллеса),
Музее и художественной галерее Бирмингема,
художественной галерее Уолкер в Ливерпуле,
Городской художественной галерее Манчестера,
Эшмолинском музее искусства и археологии в
Оксфорде, - а также в художественных галереях
Австралии и Соединенных Штатов Америки. За
пределами англоязычного мира художник менее
известен, хотя в галерее Уффици, помимо картин
Миллеса, хранится и его автопортрет, написанный в
1880 году и подаренный музею автором.
Большое количество
работ Миллеса выставлено и в Художественной
галерее леди Левер в Порт Санлайте, построенной в
викторианскую эпоху и имеющей очень любопытную
историю.
Художественная галерея леди Левер,
одна из самых больших
достопримечательностей
городка Порт Санлайт.
Галерею эту основал
Уильям Хескет Левер, виконт Леверхалм (1851-1925),
один из богатейших промышленников своего
времени. Он родился в Бостоне в семье
преуспевающего бакалейщика. В отцовской фирме
Уильям начал трудиться, когда ему едва
исполнилось 16 лет. Вступив в брак в 1884 году, он
решил основать свое собственное дело -
производство мыла, и в 1885 году купил мыловаренную
фабрику в Уоррингтоне.
Свое мыло Левер
назвал "Санлайт" (в переводе с английского
"Солнечный свет"). Отчасти благодаря
красивой упаковке, отчасти - умелой рекламе, этот
продукт пользовался необычайным спросом. Всего
за один год работы производство его мыла выросло
с 20 до 450 тонн в неделю. Видя необходимость в
развитии дела, Левер решил не расширять фабрику,
а выстроить целый городок, в котором могли бы
жить рабочие, трудившиеся на его фирме.
Внимательное отношение к наемным работникам
выразилось еще и в том, что он сократил для них
рабочий день и ввел систему премий.
|
Залитый
солнечным светом главный зал галереи. Он
выдержан в классическом стиле и посвящен работам
художников XVIII и XIX веков. |
Для строительства
городка, получившего название Порт Санлайт
(Город солнечного света), Левер приобрел
земельный участок на берегу реки Мерси, напротив
Ливерпуля. Работы начались 3 марта 1888 года, когда
жена Левера, Элизабет, символически сняла
лопатой слой дерна. Строительство шло быстрыми
темпами, так что у же в январе следующего года
новая фабрика выпустила свой первый кусок мыла.
Здание фабрики было
построено по проекту известного ливерпульского
архитектора Уильяма Оуэна, а в проектировании
городка Порт Санлайт принял участие и сам Левер.
Им удалось создать прелестный, утопающий в
зелени комплекс с большими, удобными для жилья
домами, в которых были предусмотрены - для
простых людей! - даже ванные комнаты - невероятная
по тем временам роскошь.
|
"Сэр Изамбра у
брода" (1856-1857) Джона Миллеса находится в
собрании Художественной галереи леди Левер. |
Надо заметить, что
промышленник Уильям Хескет Левер интересовался
не только выпуском мыла, но архитектурой, а также
картинами, мебелью, восточным фарфором. В годы
строительства Порт Санлайта он всерьез занялся
коллекционированием живописи. Сначала его
привлекали исключительно художники
викторианской эпохи, позже он стал приобретать и
живопись XVIII века. В коллекции Левера среди
современников Миллеса особенно хорошо
представлено творчество лорда Лейтона,
предшественника Миллеса на посту президента
Королевской академии художеств: его кисти
принадлежит 9 работ (при том, что кисти Миллеса -
восемь).
|
Сэр Уильям Хескет
Левер (со шляпой в руке) сопровождает принцессу
Беатрис во время открытия Художественной
галереи леди Левер. |
В 1911 году Левер
получил титул баронета, а в 1917 году был возведен в
пэры как барон Леверхалм. Этот титул был
образован слиянием фамилии самого Левера с
фамилией его жены. Жена промышленника умерла в 1913
году, и в ее честь он решил построить в Порт
Санлайте художественную галерею, чтобы
разместить там свою коллекцию живописи. Здание,
выдержанное в классическом стиле, было построено
по проекту Уильяма и Сегара Оуэнов (отца и сына).
Первый камень галереи в 1914 году заложил король
Георг V. И только в 1922 году музей распахнул двери
для посетителей.
ИСКУССТВО РЕКЛАМЫ
Рекламу придумали древние римляне: до нас дошли
вывески, обнаруженные при раскопках разрушенных
городов. Однако реклама в том виде, в каком она
существует по сей день, появилась только в XIX
веке. Техническая революция привела к тому, что в
мире стало выпускаться очень много товаров, а
технический прогресс позволил быстро и дешево
печатать любые цветные изображения в огромных
количествах. Так родилась рекламная
промышленность.
Первым использовать
картины известных художников для рекламных
целей придумал глава мыловаренной фирмы
"Пирс" - и взял для этого работу Миллеса
"Мыльные пузыри". Идею быстро подхватили
другие производители, в том числе и Уильям Левер,
который начал намеренно скупать понравившиеся
ему полотна и превращать их в рекламу своего
товара.
|
"Мыльные
пузыри" Миллеса (1886). В рекламных целях на
картине был добавлен упакованный в бумагу кусок
мыла, на котором сидит мальчик. |
По
материалам "Художественная галерея.
Миллес", №47, 2005 г.
Сайт в
Интернет