Дом-музей
Лейтона, Лондон
Этот удивительный дом, хозяин
которого был влюблен в культуру Востока,
находится в одной из самых "английских"
частей Лондона.
Дом-музей Лейтона (его еще иногда
называют домом лорда Лейтона) - это автобиография
художника, запечатленная в камне. В этом здании,
неподалеку от Холланд-парка, художник жил и
работал более тридцати лет.
Фасад дома Лейтона
История дома
началась в 1864 году, когда Лейтон приобрел
земельный участок и попросил своего друга,
архитектора Джорджа Атчисона (1825-1910) разработать
проект здания. Лейтон и Атчисон познакомились
еще в 1853 году, в Риме, где один из них изучал
работы старых мастеров, а другой - античную
архитектуру. Позже Атчисон стал ведущим
архитектором Судоремонтной компании и занимался
на этом посту проектированием складских
помещений и офисов, которые при любой
возможности украшал декоративными деталями. Дом
Лейтона стал судьбоносным для Атчисона. После
него на архитектора посыпались куда более
интересные заказы, чем заказы на строительство
складов. В частности, именно Атчисон
спроектировал дома таких художников, как
Фредерик Уотс и Лауренс Альма-Тадема.
В 1866 году дом
был готов. Первый его этаж занимали гостиная и
столовая, второй - мастерская, ванная комната и
спальня. В мансарде находились комнаты для
прислуги. На этой стадии жилище художника ничем
не отличалось от обычного (правда, весьма
комфортабельного) холостяцкого особняка. Но
неуемная натура Лейтона не могла на этом
успокоиться. В 1877-79 годах по его просьбе Атчисон
спроектировал Арабский зал, где разместилась
богатая коллекция восточной керамической
плитки, собранная Лейтоном. Вслед за этим к
зданию был пристроен застекленный флигель (в 1889
году), который стал зимней мастерской, и галерея
(в 1895 году).
Роскошный Арабский зал, скрывающийся
за респектабельным фасадом.
Сегодня
наибольшее внимание посетителей привлекает
экстравагантный Арабский зал, напоминающий залы
"мавританских" дворцов. В центре зала тихо
журчит фонтан, а на стенах красуются
керамические изразцы XVI-XVII веков, собранные
Лейтоном во время его поездок по странам Востока.
Жемчужиной коллекции считается богато
орнаментированный фриз с сутрами из Корана,
"позаимствованный" художником из древнего
мусульманского храма. Старинные детали
Арабского зала Лейтон решил "разбавить"
современностью. Он нанял Уолтера Крейна, чтобы
тот спроектировал мозаичный фриз, и украсил вход
в зал мраморными колоннами.
Кроме
восточной керамики, Лейтон собирал картины
старых мастеров и современных ему художников. В
его коллекции находились работы Делакруа, Коро,
Констебла. К сожалению, все они были проданы
после смерти художника.
"Смерть Брунеллески" написана Ф.Лейтоном
в 1852 году.
Согласно
завещанию, основная часть состояния Лейтона
перешла к его сестрам - с тем, чтобы они основали
фонд поддержки студентов Королевской Академии.
Однако для этого требовалась значительная сумма
- 10 000 фунтов стерлингов. Чтобы собрать ее,
наследницам пришлось распродать большую часть
произведений искусства, хранившихся в доме их
брата. Аукцион продолжался восемь дней. После
него в распоряжении будущего дома-музея осталась
лишь незначительная часть полотен.
"Дом лорда
Лейтона" открылся в 1900 году, но поначалу не
пользовался большим успехом у публики, поскольку
творчество художника в это время вышло из моды, а
его имя было почти забыто. Сыграло свою роль и то,
что почти вся коллекция мастера ушла с аукциона.
Один журналист писал: "Если бы собрание
Лейтона не было распродано, мы могли бы по
достоинству оценить то место, которое занимает
этот человек в истории английской живописи, но
теперь все жемчужины из его коллекции утрачены, и
нам осталась лишь опустевшая скорлупа былого
величия - к ней сложно относиться с должным
пафосом".
Лейтоновский этюд маслом "Река Файндхорн в
Шотландии"
До 1926 года
"опустевшая скорлупа былого величия"
оставалась частным владением. Затем, из-за
отсутствия денег у наследников мастера, она
перешла к муниципальному совету Кенсингтона. В
1928 году на деньги частного благотворителя к дому
было пристроено новое крыло - под галерею. Но и
после этого музей не стал пользоваться большой
популярностью. Лишь в 1970-х годах ситуация
изменилась - интерес к искусству викторианской
эпохи стремительно вырос. Именно тогда
муниципальный совет принял решение о новой
реконструкции дома, в ходе которой старая зимняя
мастерская художника была превращена в
дополнительный выставочный зал. В наши дни музей
процветает, и его ежегодно посещают десятки
тысяч людей.
УИЛЬЯМ
ДЕ МОРГАН
К работе над
интерьерами своего дома Лейтон привлек многих
известных художников-декораторов. Так, создание
знаменитого Арабского зала и прилегающих к нему
помещений было бы невозможно без Уильяма де
Моргана (1839-1917), выдающегося мастера-керамиста.
Давняя любовь Моргана к восточной керамике
(роднившая его с Лейтоном) подвигла его изучить
технику древних гончаров и возродить ее,
дополнив современными приемами. Морган сделал
синие плитки, обрамляющие прихожую и лестницу
дома Лейтона, взяв при этом за образец старинные
сирийские плитки из коллекции художника. После
смерти Лейтона музей заказал Моргану еще
несколько работ, среди которых выделяется
керамическая ваза с изображением дракона.
|
|
Две плиточные панели работы
Уильяма де Моргана, сохранившиеся в Доме-музее
Лейтона |
Сегодня
Моргана помнят благодаря зданию Фонда
прикладного и изобразительного искусства
Уильяма Морриса. Для оформления этого здания
Морган создал стеклянные витражи и декоративные
плитки.
По
материалам "Художественная галерея.
Лейтон", №80, 2006 г.