Музей
Виктории и Альберта, Лондон
Принц Альберт, супруг королевы
Виктории, создал одну из лучших в мире коллекций
произведений декоративно-прикладного искусства
и живописи.
Полнее всего творчество Констебла представлено
в Лондоне – в Национальной галерее, галерее Тейт
и музее Виктории и Альберта. Последний
чрезвычайно любопытен.
Главный вход в музей
Мысль о создании
музея впервые посетила принца Альберта после
проведения в Лондоне грандиозной Всемирной
выставки 1851 года. Выставка пользовалась огромным
успехом и принесла большую прибыль. Все деньги
(186000 фунтов стерлингов) были переданы
Королевской комиссии, возглавляемой принцем
Альбертом. Он предложил пустить эти деньги на
создание нового «университетского городка» в
Южном Кенсингтоне (район Лондона), который
состоял бы из нескольких музеев, включая
индустриально-технический музей, музей науки и
коммерции, художественный музей, а также новые
концертные залы и колледжи. Приобретенный под
строительство земельный участок очень скоро
получил неофициальное название «Альбертополис»,
однако реализовать удалось лишь часть
задуманного проекта.
Первым, в 1852 году, открылся Промышленный музей,
где были собраны многие экспонаты, оставшиеся в
Англии после завершения Всемирной выставки.
Учредители считали, что эти предметы будут
прививать широкой публике «вкус к изящным
предметам обихода». Спустя несколько месяцев
Промышленный музей стал называться Музеем
декоративного искусства, а в 1857 году переехал в
существующий поныне музей Виктории и Альберта.
Здание музея, сооруженное из гофрированного
железа и стекла, лондонцы издавна прозвали
«котельной».
Зарисовка с лондонской Всемирной выставки 1851
года.
К концу XIX века стало
ясно, что музею тесно в этих стенах. Для огромного
собрания требовалось новое, гораздо более
вместительное сооружение. Строительство нового
здания заняло десять лет, оно продолжалось с 1899
по 1909 год.
На протяжении всего XX века коллекция музея
постоянно росла. В 1982 году для посещения публики
открылось новое крыло, где можно ознакомиться с
собранием гравюр, рисунков и фотографий. Кроме
того, музей Виктории и Альберта имеет пять
лондонских филиалов.
Справочное бюро находится возле главного
входа в музей
Внушительной
коллекцией работ Констебла музей Виктории и
Альберта обязан, главным образом, щедрости
коллекционеров. Первым дарителем картин
Констебла стал Джон Шипшенкс, богатый владелец
мануфактур в Йоркшире, материально
поддерживавший художника в последние годы его
жизни. В 1857 году он подарил свое собрание
английской живописи музею, рассчитывая на то, что
оно станет ядром будущей Национальной галереи
английской живописи (эта идея позже
реализовалась в создании галереи Тейт). Теперь
картины из собрания Шипшенкса экспонируются в
одном из филиалов музея Виктории и Альберта.
В число подаренных Шипшенксом картин входило
шесть полотен Констебла, хотя при жизни
художника он купил только одно из них, под
названием «Пруд возле Бранч-Хил, Хемпстед».
Остальные были приобретены Шипшенксом в 1838 году
на аукционе, устроенном после смерти художника.
Больше всего Шипшенксу нравилась картина
Констебла «Заливные луга близ Солсбери».
Впоследствии один из биографов Констебла
вспоминал о том, как яростно сражался Шипшенкс на
аукционе со своими соперниками за право обладать
этой картиной, которая, кстати, была в свое время
отвергнута жюри Королевской Академии за
«ужасный зеленый цвет».
"Пруд возле Бранч-Хил, Хемпстед" (ок. 1821),
одна из картин Констебла, хранящихся в музее
Виктории и Альберта.
Многие другие работы
Констебла были подарены музею родственниками
художника, в том числе миссис Э.Констебл, вдовой
одного из его сыновей. Передача картин музею
состоялась в 1880 году, но затем многие из них были
выставлены на аукцион.
Самым щедрым дарителем оказалась дочь Констебла
Изабель, передавшая в 1887-1888 годах музею Виктории
и Альберта 95 картин, 297 рисунков и три полных
альбома с набросками своего отца. Все эти
сокровища прежде принадлежали не только Изабель,
но и двум ее сестрам, Марии Луизе и Лайонел, но
после их смерти вся коллекция оказалась в ее
руках, и она решила сделать ее достоянием
«английского народа». Помимо картин и рисунков,
Изабель подарила музею большое количество писем
Констебла и несколько его любимых книг и гравюр.
ПРИНЦ АЛЬБЕРТ
Принц Альберт сыграл огромную роль в
культурном
возрождении своей новой родины.
Принц Альберт родился
в Германии. С самого рождения его прочили в
супруги английской принцессе Виктории –
несмотря на то, что они были двоюродными братом и
сестрой. После свадьбы, состоявшейся в 1840 году,
Альберт с энтузиазмом взялся за возрождение
культурной жизни Британии. В 1841 году его избрали
председателем Комиссии по делам изящных
искусств, которой было поручено наблюдать за
внутренней отделкой нового здания Парламента, а
спустя еще два года он стал президентом
Королевского Общества живописи. Наконец, принц
Альберт зарекомендовал себя как одаренный
художник-любитель, музыкант и архитектор. Он
принимал участие в создании проекта нового
убранства Осборна (королевского дворца на
острове Уайт), а также написал несколько
музыкальных произведений для хора и камерного
оркестра.
По
материалам "Художественная галерея.
Констебл", №71, 2006 г.