Музей
Матисса, Ницца
Музей, посвящённый жизни и
творчеству Матисса, занимает виллу XVII века, уютно
расположившуюся среди древних развалин времён
Римской империи. Вилла стоит на холме, с которого
открывается прекрасный вид на Ниццу, любимый
город художника.
Ницца для Матисса ассоциировалась с земным раем
и была единственным местом, где он чувствовал
себя свободным и счастливым. В этот город он
приезжал на протяжении почти сорока лет. Здесь
художник написал множество замечательных
картин; здесь же он и скончался. Поэтому
совершенно логично было организовать музей,
посвящённый его жизни и творчеству, именно в этом
городе.
Здание музея
Музей Матисса
расположен на одном из холмов. Чтобы попасть на
него, приходится подниматься по извилистой
улочке с отелем "Регина" - тем самым, в
котором художник провёл последние годы жизни. Он
очень любил и много раз писал открывающийся из
окон отеля вид на раскинувшуюся внизу, утопающую
в зелени Ниццу.
Интерьер одного из выставочных залов
Музей занимает виллу
XVII века, построенную среди античных руин. Здание
было реконструировано; в 1993 году к нему добавили
подземный этаж. В музее имеется восемнадцать
залов. Среди них есть маленькие и уютные, а есть
огромные - с высокими потолками и широкими
окнами, в которые льётся мягкий свет. Смотритель
музея, Ксавьер Жирар, называет его
"биографическим", поскольку в нём, помимо
работ Матисса, собрано немало и любимых
художником вещей. Посетитель то и дело
наталкивается на венецианские кресла-качалки,
синие вазы, мраморные столики. Переведя взгляд на
картины, он попадает словно в зеркальный (зеркало
это, впрочем, волшебное) мир, где все эти вещи
отражаются, претерпевая причудливые
метаморфозы.
Произведения Матисса
представлены в музее не в хронологическом
порядке. Принцип тут другой - расположить их так,
чтобы зритель, сравнивая одну картину с другой,
смог лучше понять замыслы мастера. Матисс сам
говорил, что музей должен быть "местом
изучения творчества художника, а не гробницей
его работ".
|
Этот "Натюрморт
с гранатами" (1947) Матисс написал
во время своего пребывания в Вансе. |
Музей располагает
работами Матисса, выполненными в самой
разнообразной технике и самых разнообразных
жанрах, - от рисунков и картин до скульптур.
Добавим в этот перечень образцы его керамики,
сценографии, оконные витражи и, разумеется,
знаменитые бумажные коллажи. С коллажа и
начинается экспозиция - любителей живописи
встречает огромная работа "Цветы и фрукты",
законченная Матиссом незадолго до смерти. В
коллекции присутствуют и наброски его картин,
сделанные гуашью.
|
Картина Матисса "Кресло
в стиле рококо" (1946) представлена в музее рядом
с послужившим для нее "моделью" креслом. |
Отдельный зал на
втором этаже рассказывает о трудах Матисса по
оформлению Капеллы Четок в Вансе. Весь процесс
создания последнего шедевра подробно
реконструирован.
Всего в музее собрано
236 рисунков Матисса, 70 его скульптур и множество
картин, иллюстрирующих с максимальной полнотой
творческий путь художника - начиная с юношеского
"Натюрморта с книгой", написанного им в 21
год, и заканчивая голубыми ню, вырезанными в
последние годы жизни. Нашлось, разумеется, место
в экспозиции работам Матисса эпохи его увлечения
фовизмом. Среди них - "Мадам Матисс" (1905),
"Окно на Таити" (1935) и "Натюрморт с
гранатами" (1947). Несмотря на то, что многие
произведения художника (включая его знаменитую
серию "Одалиски") разошлись по частным
собраниям, коллекция музея даёт достаточное
представление о "стилистической" эволюции
Матисса. Экспозиция выстроена таким образом, что
рядом с законченной картиной выставлены эскизы к
ней. Другой вариант: в одном месте размещены
работы разных лет, посвящённые одной теме (так,
кстати, предпочитал показывать свои вещи и сам
Матисс). Таким образом, в одном зале могут сойтись
холсты, рисунки, скульптуры и бумажные коллажи,
объединённые общим сюжетом. Пройдя же по всему
музею, вы окажетесь как бы внутри
художественного мира Матисса и мысленно
проделаете вместе с художником его долгий путь -
путь, свершённый в поисках простоты и радости.
|
После перенесенной
в 1941 году операции Матисс часто был вынужден
работать в постели. На этой фотографии 1948 года он
вырезает из бумаги фигуры, которым суждено стать
героями его новых произведений. |
БУМАЖНЫЕ ЖЕНЩИНЫ
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал
экспериментировать (он, впрочем, не уставал это
делать никогда). Очередным его увлечение стала
"живопись" посредством вырезанных из бумаги
фигур. В собрании музея находится одна из самых
экстравагантных работа этого рода - "Танцующая
креолка" (1950), поразительная по своим цвету и
форме. Глаза танцовщицы сияют, как звёзды, а её
тело "сконструировано" из геометрических,
пульсирующих зелёным светом, фигур,
контрастирующих с алыми, розовыми и оранжевыми
прямоугольниками. К 1952 году матиссовская
простота ещё более "упростилась";
характернейшая работа этого ряда - "Купальщица
в тростниках". В том же году Матисс создал не
менее дюжины своих "голубых обнажённых",
изображённых в расслабленных позах. Они вырезаны
из цветной бумаги и размещены на белом фоне. Как и
во многих других случаях, эти композиции кажутся
обманчиво простыми. На самом же деле их
"кричащая" простота маскирует тут поистине
титанический труд мастера.
По
материалам "Художественная галерея.
Матисс", №49, 2005 г.