Музей
Гюстава Моро
Расположенный в доме, где более
пятидесяти лет прожил Моро, этот музей дает
представление не только о творчестве художника,
но и о той обстановке, в которой изо дня в день
работал "парижский отшельник".
Музей Гюстава Моро
можно смело назвать одним из самых необычных
парижских музеев. Здесь собрано более 14000
экспонатов, включая картины, наброски,
незаконченные полотна, письма и личные вещи
художника, так что посетители могут окунуться в
атмосферу творческого процесса мастера. Даже
спустя десятилетия, когда почти все работы Моро
были описаны и занесены в каталоги, смотрители
музея то и дело совершали открытия: например,
были обнаружены не развернутые с момента смерти
художника полотна, найдены документы и письма,
приподнявшие завесу с той тайны, которой окружил
себя Моро.
Фасад Музея Гюстава Моро
В этом доме художник
прожил более полувека, получив его в наследство
от отца в 1852 году. В то время район, где стоит дом,
считался пригородом Парижа, его только начали
расстраивать. Однако это место всегда привлекало
художников, Делакруа и Деларош жили здесь, и даже
прозвали район Новыми Афинами.
В начале 1890-х годов
Моро задумал превратить двухэтажный особняк,
построенный в неоклассическом стиле, в музей, где
он соберет вместе сотни своих работ, скопившихся
за 40 плодотворных лет. Показывая расположение
комнат архитектору Данвилю, приглашенному для
перестройки дома, Моро так объяснял замысел: "Я
не настолько глуп, чтобы преувеличивать значение
своих работ. Но я очень люблю их, они очень дороги
мне, потому и возникло желание сохранить картины
для тех, кто придет после того, как я покину этот
мир". Художник попросил Данвиля
перепланировать дом таким образом, чтобы в нем
можно было не только устроить музей, но и жить, и
подчеркнул, что после смерти матери он стал
неприхотлив и готов довольствоваться
минимальными удобствами. В завещании,
составленном Моро в 1897 году, он выражал надежду,
что труд его по созданию музея будет оценен: "Я
полагаю, что переданный во владение государства
музей позволит посетителям оценить масштаб
проделанной художником работы и вложенные в нее
усилия". Конечно, это большое дело стало для
Моро подведением жизненных итогов.
Витая лестница, ведущая из расположенной
на первом этаже мастерской в галерею
Чтобы не мешать
Данвилю, в мае 1895 году Моро на время переехал в
снятую неподалеку квартиру. Тем временем
архитектор, следуя пожеланиям художника,
перестроил здание так, что получилось две
просторные галереи. Через год Моро вернулся в
свой дом и приступил к оформлению экспозиции,
которая подбиралась в основном из вариантов
картин, так как подлинники были давно проданы в
частные собрания.
Он успел разметить
положение двух больших оригинальных полотен -
"Моисей, спасенный из реки Нил" и
"Галатея". В галереях Моро расставил дюжины
мольбертов, на которых закрепил свои
незаконченные работы, включая "Женихов
Пенелопы", с явным желанием все-таки завершить
их. Сам Моро занял несколько комнат на первом
этаже. Сегодня в бывшей спальне художника также
развешены картины - на них изображена верная
спутница Моро, Александрина Дюре. В столовой
комнате выставлены гравюры и репродукции с работ
Моро, находящих0ся в частных коллекциях. Кроме
того, в доме Моро можно увидеть произведения его
любимых друзей, в том числе рисунки Шассерио и
Дега.
Полотна Моро из цикла "Жизнь человечества"
Прошло почти пять лет
со дня смерти художника, пока 14 января 1903 года не
состоялось открытие Музея Моро. Нужно заметить,
что поначалу власти с большой осторожностью
отнеслись к экспозиции с таким количеством
незаконченных работ и согласились принять музей
на свой баланс лишь после того, как наследник
Моро, Анри Рапп, внес в казну 470000 франков.
В коллекции музея находится и эта гравюра
Рембрандта
"Пожилой человек в кресле".
В наши дни Музей
Гюстава Моро тем и уникален, что большинство
выставленных здесь картин находится как бы в
процессе создания, на некоторых оставлены
значительные по размеру незакрашенные участки
холста, представлены черновые не рассчитанные на
посторонний взгляд эскизы и наброски (например, к
полотну "Ясон и аргонавты"). Именно при этой
незавершенности возникает странное ощущение:
кажется, что художник присутствует - незримо -
где-то рядом, стоит ему вернуться - и он продолжит
работу.
Жорж Руо: первый
смотритель музея
В 1903 году Жорж Руо
(1871-1958), любимый ученик Моро, был назначен первым
смотрителем Музея Гюстава Моро. Выбрать более
достойного для этой должности человека было
невозможно. Учителя и ученика связывала крепкая
дружба. Самые известные ранние картины Руо -
"Саломея" и "Орфей" - стали его данью
памяти наставнику.
Акварель Руо "Девушка с зеркалом" можно
считать характерным образцом раннего творчества
художника
Смерть учителя
привела Руо к депрессии, которая закончилась в 1902
году совершенно непредвиденно: Руо резко изменил
свои интересы в живописи, он отказался от
мифологических и библейских сюжетов, а принялся
писать клоунов, акробатов и проституток.
В 1910 году Руо оставил
пост смотрителя музея. Но это вовсе не означало,
что он забыл учителя. Наоборот, новые его
предпочтения указывали на проявление качеств,
привитых Моро, - независимости во взглядах и
способности к самовыражению. В зрелом возрасте
Руо, как и его учитель, оказался на полпути между
консерватизмом и радикализмом.
По
материалам "Художественная галерея. Моро",
№50, 2005 г.