Музей
изобразительных искусств, Ницца
Помимо прекрасной коллекции работ
Дюфи, этот музей славится собранием плакатов,
выполненных Жюлем Шере.
Музей изобразительных искусств, расположенный
на авеню Бометт, - это одна из многочисленных
художественных галерей Ниццы. Он помещается в
роскошном дворце, построенном в генуэзском стиле
XVII века. Музей был открыт в 1928 году на месте
прежнего крошечного музея, основанного в 1860 году.
Элегантный фасад Музея
изобразительных искусств
Коллекция музея
весьма богата и разнообразна. Здесь есть и
мастера XVII столетия, и постимпрессионисты. Более
современные художники представлены в других
галереях Ниццы – прежде всего, в музее Марка
Шагала и музее Матисса.
Экскурсия по музею изобразительных искусств
начинается с двух залов первого этажа. Здесь
выставлены произведения искусства XVII века и
картины европейских художников XVIII века, включая
работы Жана Оноре Фрагонара, Юбера и Донато
Крети.
Третий зал посвящен творчеству живописцев семьи
Ванло – в первую очередь, Шарля Ванло. Он родился
в Ницце в 1705 году и сделал головокружительную
карьеру – стал придворным художником.
Один из залов музея
В Большой галерее
представлена салонная живопись XIX века. Здесь
посетители могут насладиться созерцанием
блестящих парадных портретов. Позади Большой
галереи располагается патио, превращенное в
зимний сад. В зимнем саду находится одна из
жемчужин музея – скульптура Родена «Бронзовый
век» (1877).
Далее массивная лестница ведет вас на второй
этаж музея. По обе стороны лестницы развешены
плакаты Жюля Шере. Но это лишь малая часть его
работ, имеющихся в собрании музея. «Лестничная»
экспозиция обновляется каждые три месяца.
В залах второго этажа представлена живопись XIX и
начала XX века. В них экспонируются работы
художников, принадлежавших к самым различным
школам и направлениям. В первом зале задерживают
взгляд несколько интересных романтических
пейзажей немецких художников. Здесь же
выставлены картины художников- ориенталистов, в
том числе «Отдых Святого Семейства во время
бегства в Египет» (1880) знаменитого в свое время
Мерсона. Из скульптур можно выделить работы
Карпо, включая его «Дух танца» и «Три грации».
Второй зал на этом этаже посвящен французской
пейзажной живописи. Особенно любопытен он для
любителей импрессионизма. Они могут
полюбоваться на замечательные работы Эжена
Будена, Клода Моне и Альфреда Сислея. Но
подлинной жемчужиной этого зала является
несравненная картина Боннара «Окно, выходящее на
Сену» (1912).
Третий зал посвящен, главному образу, творчеству
Жюля Шере. Здесь представлены его портреты, а
также пастели, изображающие театры, танцы,
пантомимы и мюзик-холлы.
"Портрет мадам Дюфи" (1930),
находящийся в собрании музея.
Это один из немногих портретов,
принадлежащих кисти Дюфи.
Наконец, посетитель
попадает в зал Ван Донгена, где находится богатая
коллекция работ Рауля Дюфи. В нее входят двадцать
восемь картин маслом, пятнадцать акварелей,
девяносто семь рисунков и гравюр, керамика и
ткани. Экспозиция охватывает почти все
творчество художника – начиная с фовистского и
кубистского периодов и заканчивая поздними
работами 1930-1940-х годов. Из раннего периода
представлены «Лодки в Эстаке» (1908) и «Булонский
лес» (1909), а из поздних работ – «Портрет мадам
Дюфи» (1930) и «Большой концерт» (1948). Здесь же можно
увидеть другого (близкого к фовистам) художника
– Кееса Ван Донгена. Большой интерес
представляют его портреты – «Портрет мадам
Женни» (1923) и «Портрет де Кассе, посланника на
Гаити» (1924). А картину «Танго архангела»,
написанную Ван Донгеном в 1935 году в Париже,
многие искусствоведы считают настоящим
шедевром. Наконец, в этом же зале зритель найдет
любопытную коллекцию произведений прикладного
искусства, в которую, в частности, входят
прекрасные керамические изделия Пабло Пикассо и
стекло работы Мориса Марино.
Картина "Леди Мичелхэм и мисс
Генриетта Кейпл" (1898)
работы Жака Эмиля Бланша входит в
музейное собрание живописи XIX века.
ЖЮЛЬ ШЕРЕ
Одной из интереснейших коллекций в музее
изобразительных искусств Ниццы является
собрание работ Жюля Шере. Жюль Шере (1836-1933)
родился в Париже, но большую часть жизни провел в
Ницце. Любимой техникой художника была пастель,
которой он писал портреты, театры, мюзик-холлы и
пантомимы. Шере больше известен не как художник,
а как создатель художественного плаката. До него
изображение на плакате считалось вторичным,
главная роль отводилась тексту. Однако Шере
сумел добиться того, что на его плакатах стало
доминировать именно изображение, а текст служил
лишь дополнением к нему. За свою жизнь Шере
создал почти 1000 театральных плакатов, многие из
которых представлены в музее изобразительных
искусств. Его стараниями плакат превратился в
самостоятельный жанр живописи, которому в свое
время отдали дань Пьер Боннар, Анри Тулуз-Лотрек,
Обри Бердслей и Густав Климт.
Жюль Шере, художник, превративший
плакат в жанр живописи
По
материалам "Художественная галерея. Дюфи",
№73, 2006 г.