Государственный
художественный музей,
Нижний Новгород
Творческое наследие Саврасова
довольно сильно разобщено. В частности,
несколько его замечательных работ хранится в
Нижнем Новгороде.
В силу специфики российской жизни XX
века наши художественные сокровища оказались
сосредоточены в двух крупнейших собраниях -
московской Третьяковской галерее и
петербургском Русском музее. Какого бы художника
мы ни взяли, его творческий путь без труда можно
проиллюстрировать работами из этих собраний -
все крупнейшие работы, как правило, хранятся
именно в них. С Саврасовым ситуация несколько
сложнее. Долгое "бродяжничество" художника
имело свою оборотную сторону - множество его
картин оказалось в руках частных владельцев, и за
век с лишним, прошедший со смерти живописца,
ситуация мало изменилась - по-прежнему ряд его
выдающихся картин "прописан" в частных
собраниях. Более того, исследователи
саврасовского творчества не скучают - чуть ли не
ежегодно они сталкиваются с ранее неизвестными
его вещами, которые идентифицируются с
привлечением средств соответствующего анализа.
Есть и еще один нюанс - почему-то так произошло,
что в пору централизованного распределения
художественных "единиц" особенно
популярным среди тех, кто этим занимался, стал
Саврасов. В результате сегодня практически нет
города на карте бывшего Советского Союза, где бы
мы не обнаружили ту или иную саврасовскую работу.
География тут очень обширна - от Ханты-Мансийска
до Ташкента и от Барнаула до Одессы.
Фасад дома, в котором разместился
Нижегородский художественный музей.
Каким-то
музеям повезло, и в их распоряжении оказались не
проходные вещи мастера, коих он написал немало, а
истинные шедевры. Среди этих музеев - и
Нижегородский государственный художественный
музей.
У него - уже
довольно серьезная история, насчитывающая более
века. Идеи, касающиеся его создания, носились в
Нижнем Новгороде с 1880-х годов, но получили свое
реальное воплощение лишь после того, как в Нижнем
Новгороде решили провести в 1896 году
Всероссийскую художественно-промышленную
выставку. Главными инициаторами организации
музея были уроженцы нижегородской земли -
профессор Академии художеств Н.Кошелев и
художник А.Карелин. Власти, ждавшие тогда в гости
императорскую семью, поддержали их инициативу,
предложив, со своей стороны, объединить с новым
художественным музеем уже существовавший в
Нижнем Новгороде исторический музей.
Один из залов музея.
Специально
под него переоборудовали Дмитровскую башню
Нижегородского Кремля, и в конце июня 1896 года
музей распахнул свои двери. Одними из первых его
посетителей стали император Николай II и
императрица Александра Федоровна. Экспозиция
формировалась на общественных началах и в
основном была составлена из присланных в дар
картин. В качестве зрителей выступили
петербургская Академия художеств, художники
А.Боголюбов, К.Маковский, А.Рябушкин, Н.Рерих и др.
Массовое и целенаправленное "расширение"
коллекции происходило в советские годы, когда в
музей поступили произведения искусства из
национализированных усадеб и особняков
нижегородских "достаточных" граждан. Чуть
позже собрание, на глазах принимавшее регулярный
характер , пополнилось путем передачи ряда
картин из центральных музеев. В 1921 году в Нижнем
Новгороде хотели организовать Музей живописной
культуры, для которого были отобраны полотна
русских авангардистов (И.Машков, Н.Гончарова,
М.Ларионов, П.Кончаловский, А.Лентулов, О.Розанова
и др.). Новый музей не состоялся, а эти картины
достались художественному музею. Сейчас его
собрание русского авангарда считается одним из
самых представительных в России.
Принадлежащий музею "Зимний пейзаж" А.Саврасова
датируется 1871 годом, то есть относится к эпохе
расцвета его творчества.
В 1934 году
произошло разделение объединенного
художественно- исторического музея.
За свою жизнь
Нижегородский художественный музей немало
попутешествовал - к 1912 году стало ясно, что
Дмитровская башня Кремля не слишком пригодна для
хранения живописных работ, и музей перебрался в
здание Дворянского собрания. В 1918 году мы уже
обнаруживаем его обосновавшимся в особняке
М.Рукавишникова. 1924 годом датируется новое
перемещение - на этот раз в бывший особняк
городского головы Д.Сироткина на
Верхне-Воложской набережной, возведенный в
начале XX века по проекту знаменитых братьев
Весниных. В этом доме музей обитает и сейчас. В 1992
году ему передали еще одно легендарное здание -
дом военного губернатора в Кремле.
Музей гордится замечательным портретом И.Репина
"Мужичок из робких" (1877). "Как чудесно
схвачен этот тип, - писал о нем В.Стасов, - какою
могучею, здоровою и
правдивою кистью он передан!"
В настоящее
время музейное собрание включает в себя более 8000
экспонатов. В музее ведется активная научная
работа, проводятся многочисленные выставки,
встречи, читаются лекции по истории
изобразительного искусства.
ПОДАРКИ
ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ
"Русская Венера" (1926) Б.Кустодиева -
последняя большая работа художника, вобравшая в
себя лучшие черты
его художественного мира.
М.Горький был
связан с Нижним Новгородом множеством уз, не
случайно в советскую эпоху город носил его имя. К
Нижегородскому художественному музею он имел
самое прямое отношение - в пору его организации
Горький сотрудничал в "Нижегородском
листке", поместив в нем немало корреспонденций
с Нижегородской ярмарки. Позже, с 1909 года,
писатель был почетным членом комитета по
управлению музеем. Страстный собиратель, он не
однажды делал музею по-настоящему царские
подарки, делясь предметами старины,
археологическими находками, нумизматическими
коллекциями. Особенно выделяются в этом ряду
завещанные Горьким музею две монографические
"серии" - так называемые
"кустодиевская" и "рериховская". В
первой из них мы найдем две жемчужины творчества
Кустодиева - картины "Вербный торг у Спасских
ворот" и "Русская Венера".
По
материалам "Художественная галерея.
Саврасов", №81, 2006 г.