Музей
Орсэ, Париж
Вокзал Орсэ
был построен в 1898-1900 годах на месте старого
дворца Орсэ, сгоревшего дотла при пожаре в 1871
году. Он расположен в престижном месте на берегу
Сены, напротив Лувра и сада Тюильри, и был
построен как парижский вокзал для
железнодорожной компании, обслуживавшей
юго-запад Франции. К зданию вокзала пристроен
роскошный отель на 370 номеров с помпезным
танцевальным залом, выдержанным в стиле рококо.
Архитектор
Виктор Лалу, спроектировавший этот вокзал,
богато украсил его фасад арками, колоннами,
статуями, и разместил на крыше пирамиды,
колоколенки, декоративные коньки и
орнаментальные щиты. Все это скрывало
великолепное многоуровневое сооружение,
напоминающее кафедральный собор из металла и
стекла.
СТАНЦИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
К моменту
окончания постройки вокзал Орсэ был одним из
самых современных и технологичных сооружений в
мире, оснащенным не только электрическим
освещением, подъемниками и эскалаторами, но и
способным обслуживать поезда на электрической
тяге. Как писал один тогдашний путешественник,
"все здесь приводится в движение силой
электричества. Даже багаж пассажиров
переносится с уровня на уровень на подвижных
роликах". Однако уже в ближайшие двадцать лет
бурный технический прогресс затруднил работу
станции, и многие из приспособлений, еще недавно
казавшихся новаторскими, стали устаревшими. В 1939
году вокзал окончательно прекратил свою работу,
и в последующие годы он использовался для
разнообразных целей. В 1945 году, в конце Второй
мировой войны его превратили в пересыльный пункт
для военнопленных, а в 1973 году - р азмещался театр
Жана-Луи Барро и его жены. С 1974 года здание стало
местом проведения аукционов.
|
Вокзал Орсэ был
первой электрофицированной железнодорожной
станцией во Франции. |
СОВРЕМЕННЫЙ
МУЗЕЙ
В 1980-х годах
архитекторы музея Орсэ восстановили большинство
сооружений Виктора Лалу. Так, например, был
открыт главный зал, и стали видны его стеклянные
арки и нефы.
Были созданы
и новые элементы, такие, как небольшие
выставочные комнаты, с плоским потолком,
устроенные вдоль каждой стороны центрального
пролета и связанные на двух уровнях рядом
вестибюлей, расположенных вдоль фасада,
выходящего на Сену. Естественным светом освещено
несколько больших галерей наверху здания, под
крышей вокзала и старого отеля. Некоторые
помещения отеля выполняют свои прежние функции,
так, н апример, просторная столовая стала теперь
рестораном при музее. Видимые повсюду старые
конструкции Лалу, например, чугунные колонны и
металлические решетки, органично вписаны в
сооружения из современных материалов.
Внешняя отделка музея Орсэ
была закончена в 1987 году, после завершения всех
восстановительных и дополнительных работ.
Задачу, стоявшую перед архитекторами, облегчало
то обстоятельство, что после окончания
строительства фасад здания не перестраивался и
большинство оригинальных элементов сохранилось
в первозданном виде.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ИСКУССТВА С 1848 ПО 1914 ГОДЫ
Хотя музей
Орсэ известен публике прежде всего как
богатейшее собрание картин импрессионистов, в
нем, в действительности, хранится коллекция
произведений искусства, созданных начиная с
середины XIX века. Если говорить точнее, собрание
музея охватывает период с 1848 по 1914 годы, и здесь
выставляются не только картины. Помимо
живописных полотен в залах музея можно найти
работы архитекторов, скульпторов, фотографов,
произведения декоративного и индустриального
искусства.
Разнообразие
собранных материалов не может не удивлять.
Разумеется, здесь широко представлены работы
импрессионистов - Мане, Сезанна, Гогена, Моне и
Ренуара, однако помимо них посетитель может
увидеть картины Энгра и Делакруа, а также работы
давно забытых участников парижских выставок
прошлого, чьи исторические картины и парадные
портреты ценились когда-то гораздо выше, чем
холсты импрессионистов. Одна из галерей
посвящена творчеству Тулуз-Лотрека, другая
Курбе. Здесь есть скульптуры Родена, с которыми
соседствует экстравагантное стекло
представителей Ар-Нуво Лалика и Галле. В музее
есть даже мебель знаменитого американского
архитектора XX века Франка Ллойда Райта.
Экспозиции
музея подобраны в хронологическом порядке, но по
художественным направлениям, и там, где это
возможно, художники собраны вместе. Экспонаты
нередко представлены на фоне роскошного
убранства комнат и залов бывшего отеля.
|
Выставочные
залы выходят в главный зал, где сохранилась
оригинальная застекленная крыша. |
ИСТОЧНИКИ
КОЛЛЕКЦИИ
Большинство
работ, собранных в музее Орсэ, поступило сюда из
двух основных источников - музея Жё де Пом,
который начиная с 1947 года был крупнейшим
хранилищем полотен импрессионистов, и Музея
современного искусства, в собраниях которого
оказалось множество работ периода 1848-1914 годов,
принадлежащих художникам, не причисленным к
импрессионистам, но и не примкнувшим к
направлению модернистов. Однако картины многих
постимпрессионистов, таких, как Серюзье, Вюйар и
Боннар, слабо представлены в государственных
музеях, и собрать более представительную
коллекцию удалось только благодаря частным
пожертвованиям (от таких коллекционеров, как
Поль Меллон) и недавним приобретениям музея, как
во Франции, так и за рубежом.
По
материалам "Художественная галерея. Моне",
№1, 2004 г.
Музей
д'Орсэ в Интернет
Работы
художников в музее д'Орсэ:
Ван Гог:
"Дневной сон
(в манере Милле)
The Afternoon Nap (After Millet), 1889-90
Поль Гоген:
"Прекрасная
Анжела"
Деревянная скульптура
Эдгар Дега:
"Абсент"
"Молодая
четырнадцатилетняя танцовщица"
(бронзовая скульптура)
"Купание в тазу"
Гюстав Кайботт:
"Паркетчики"
Гюстав Курбе
"Мастерская
художника"
Эдуард Мане:
"Завтрак на траве"
"Олимпия"
Клод Моне:
"Руанский
собор: гармония в голубом"
Огюст Ренуар:
"Бал
в Мулен де ла Галетт"
Поль Сезанн:
"Яблоки и
апельсины"
Жорж Сёра
"Цирк"
Поль Синьяк
"Женщины у
колодца"
Анри де Тулуз-Лотрек
"La
danse mauresque ou Les almees", 1895