Национальная
галерея, Парма
Пожалуй, нет ни одного крупного
музея, где не хранились бы полотна Корреджо. Тем
не менее, истинному поклоннику творчества
мастера все же следует посетить Парму - город, где
он провел самые плодотворные годы своей жизни.
Произведения
Корреджо хранятся в самых известных музеях мира:
в Лувре, лондонской Национальной галерее,
галерее Уффици во Флоренции, музее Прадо в
Мадриде, а также в петербургском Эрмитаже и
Художественно-историческом музее в Вене.
Внешний вид пармской Национальной галереи.
Тем не менее,
чтобы лучше понять особенности творческого пути
Корреджо, просто необходимо посетить Парму -
город, где он создал наиболее зрелые свои
произведения. Именно в Парме находятся монастырь
Сан-Паоло, церковь Сан-Джованни Эванджелиста и,
разумеется, Пармский собор, где можно увидеть
знаменитые фрески Корреджо. А в пармской
Национальной галерее хранятся такие картины
мастера, как "Положение во гроб", "Мадонна
со святым Иеронимом" и "Мадонна с
корзиной". Особенный интерес посетителей
галереи вызывают фрагменты фресок Корредждо -
таких, например, как фреска "Коронование
Богоматери", украшавшая ранее абсиду
Сан-Джованни Эванджелиста. Корреджо создал ее в
1522 году, но в 1587 году ее сбили в ходе работ по
расширению церкви. Центральная часть этой
композиции представлена сейчас в экспозиции
пармской Национальной галереи, другие фрагменты
находятся в Лондоне.
Менее
известны фрески "Мадонна делла Скала" и
"Благовещение", фрагменты которых также
хранятся в галерее. На первой фреске (1523-1524),
украшавшей первоначально внутреннюю сторону
городских ворот, изображена Мадонна с Младенцем.
В 1545 году, когда было решено разрушить городскую
стену, фреску сбили и по частям перенесли в
часовню, называемую "делла Скала" (у
лестницы). С 1812 года она находится в музее.
"Благовещенье" (ок. 1525) Корреджо создал для
пармской церкви Вознесения. В 1546 году власти
города приняли решение построить на месте церкви
крепость, и фреску перенесли в близлежащий
монастырь, а затем - в новую церковь. Там она
оставалась до 1875 года, когда ее приобрела
Национальная галерея Пармы.
Современный интерьер музея
Галерея
расположена в Палаццо делла Пилотта.
Строительство этого дворца началось
приблизительно в 1583 году, в последние годы
правления герцога Оттавио Фарнезе. Несколько
позднее, в 1602 году, герцог Рануччо I Фарнезе
задумал превратить Палаццо делла Пилотта в
здание, где размещались бы служебные помещения
находящегося наподалеку герцогского дворца (он,
к сожалению, ныне не существует). Так в Палаццо
делла Пилотта появилась гостиная, где
разместился театр Фарнезе, конюшни, сеновал,
манеж, комнаты для конюхов, каретники и так далее.
В 1611 году
работы приостановились, строительство осталось
незавершенным. Проект грандиозного фасада,
обращенного на южную сторону, к городскому рынку,
так и не был воплощен в жизнь.
|
|
Створки органа, расписанные
Джироламо Бедоли,
также жившим и работавшим в Парме. |
Последующие
герцоги Фарнезе уделяли внимание, главным
образом, интерьерам Палаццо делла Пилотта. С 1757
года в здании дворца расположилась Академия
живописи, ваяния и зодчества, учрежденная
Филиппом Бурбоном, вторым сыном короля Испании
Филиппа V и Елизаветы Фарнезе. В 1767 году Академии
пришлось потесниться - в Палаццо делла Пилотта
появился еще один "насельник": Библиотека
Палатина. Дворец, таким образом, жил полной
жизнью. Но, однако, в его внешнем облике ничего не
менялось - он оставался разнородным и
незаконченным.
Посещение
галереи предусматривает три маршрута. Первый
предлагает осмотр некоторых архитектурных
деталей дворца и произведений крупнейших
мастеров итальянской живописи XV и XVI вв., среди
которых можно назвать Фра Беато Анджелико,
Леонардо да Винчи, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио
Романо и Тинторетто. Кроме того, довольно полно
представлена в экспозиции пармской Национальной
галереи итальянская живопись XVII и XVIII веков.
Посетители могут насладиться лицезрением
полотен Карраччи, Тьеполо и Каналетто.
Фрагмент фрески Корреджо "Мадонна делла
Скала" (1523-24).
Второй
маршрут проходит по залам, созданным в начале XIX
века, где представлены картины, удостоенные
премий на академических конкуресах 1761-1795 годов.
И, наконец,
третий маршрут, предлагаемый гостям галереи,
посвящен самым знаменитым живописцам из тех, что
когда-либо творили в Парме, - Пармиджанино и
Корреджо.
КОЛЛЕКЦИИ
"Автопортрет" Пармиджанино (ок. 1540)
представленный
в экспозиции галереи.
В основу
собрания Национальной галереи Пармы легла
коллекция картин Филиппа Бурбона, подаренная им
пармской Академии живописи, ваяния и зодчества
(которую он сам же и основал). Предполагалось, что
работы старых мастеров должны оказать помощь в
воспитании вкуса и обучении молодых живописцев.
Во время правления Фердинанда Бурбона (1756-1802)
собрание галереи обогатилось древними
предметами. найденными при археологических
"раскопках", и академическими работами,
выполненными для многочисленных конкурсов
живописи. Пополнение коллекции произошло и после
наполеоновских войн, когда из Парижа на родину
вернулись многие произведения искусства,
конфискованные ранее при закрытии церквей и
монастырей. В дальнейшем собрание пополнялось,
главным образом, за счет пожертвований частных
лиц. В 1882 году галерея отделилась от Академии и
стала полностью самостоятельной. А свой первый
каталог она опубликовала в 1896 году.
По
материалам "Художественная галерея.
Корреджо", №100, 2006 г.