Музей-заповедник
"Поленово", Тульская область
Поленово можно назвать памятником
великому русскому художнику. Здесь все дышит
памятью о нем. Музей обладает одним из самых
значительных собраний работ Поленова.
Работы В.Д. Поленова хранятся во всех крупнейших
музеях России: наиболее предпочтительно на этом
фоне (как того и следовало ожидать) смотрятся
московская Третьяковская галерея и
петербургский Русский музей, гордящиеся
несколькими десятками произведений художника.
Но наиболее интересно его творчество
представлено в музее-заповеднике «Поленово»,
близ Тарусы, в бывшей усадьбе «Борок», с любовью и
размахом устроенной Поленовым на высоком берегу
Оки.
Большой дом В.Д.Поленова
О собственном
«гнезде» в этих красивейших местах он думал уже в
1887 году, когда писал своей жене, Наталье
Васильевне: «Мечтаю я об домике на берегу Оки, об
том, как мы там заживем, сделаем большую комнату,
где будет музей, галерея и библиотека. Рядом
будет столярная мастерская, адмиралтейство,
рыболовство и терраса, а над этим будет моя
живописная мастерская… Чудесные мечты». Поленов
не зря так любил сказку, не зря так верил в
преображение жизни на земле. Его столь подробные
мечты вскоре стали былью, чудо свершилось.
В 1889 году вместе с К.Коровиным он проплыл на
пароходе по Оке, присматриваясь к прибрежным
пейзажам, а уже в следующем году купил землю в
деревне Бехово, еще годом спустя выменяв на нее у
местной крестьянской общины высокий холм над
Окой. Назывался холм вполне уютно и камерно –
«Борок». В том же 1891 году на пустынном холме
закипела работа; Поленов сам проектировал
усадьбу, начав с жилого дома. В октябре 1892 года
художник с семьей переселился в новый дом – это
было началом музея. Практически сразу Поленов
вместе с женой и сестрой, Е.Д.Поленовой, приступил
к созданию музейной коллекции, в основу которой
легли художественные «накопления» четырех
поколений семьи Поленовых.
Библиотека, в интерьере которой
преобладают готические элементы.
Художник мечтал о
первом общедоступном провинциальном музее, об
устроении «гнезда художников», в котором они
могли бы жить, общаться и заниматься творчеством.
И эта его мечта тоже сбылась. В 1904 году на
территории усадьбы появилась изысканно
исполненная мастерская (так называемое
«Аббатство»). Что касается музея, то в 1926 году, за
год до смерти, Поленов с гордостью писал:
«Желание мое осуществилось, когда нам удалось
соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к
размещению коллекций, и я несказанно радуюсь,
когда вижу, как приходят посетители и
разглядывают наши собрания. Приходят целые
экскурсии из ближайших городов, из санаторий,
школ и деревень, крестьяне и крестьянки с
детьми».
Картина "Закат", написанная в 1890-е
годы,
характерна для позднего периода творчества В.Поленова.
Местные крестьяне
называли Поленова «строителем», он постарался и
для них, спроектировав и построив в Бехове
Троицкую церковь, соединившую в себе традиции
древнерусского и романского храмового
зодчества.
В период революционной смуты, когда дворянские и
интеллигентские «гнезда» подвергались
тотальному разграблению, усадьба «Борок» была
взята государством под охрану как не подлежащая
национализации и конфискации. После смерти
художника усадьбу официально переименовали в
«Поленово». В 1939 году наследники художника
передали ее в дар государству – вместе со всеми
бесценными фондами.
Картина И.Репина "Абрамцево" (1880)
хранится в музее-заповеднике. Женскую фигуру
Репин писал с Н.Якунчиковой, будущей жены
Поленова.
Сегодня
Государственный мемориальный
историко-художественный и природный
музей-заповедник В.Д.Поленова – один из
популярнейших в России музеев. Он занимает
огромную территорию в 870 га, включая в себя сам
дом-музей (Большой дом), «Аббатство», Троицкую
церковь, усадебный парк, сад и пр. Музейные
коллекции составляют гордость музея, они
содержат произведения Поленова и его знаменитых
современников – одних живописных работ в
собрании насчитывается более 700, а графических –
более четырех тысяч.
Здесь свято хранят память об основателе усадьбы
и не дают умереть традициям, им заложенным. В
музее регулярно устраиваются тематические
выставки, действует детский театр. Вспомним
слова самого художника, рассказавшего о начале
своей театральной работы: «Мы сошлись с
Мамонтовым, - писал Поленов, - в стремлении
сюжетами и обстановкой, взятыми из мира истории и
сказки, поднять детей от обыденной жизни в
область героизма и красоты».
Дальнейшие планы музея впечатляют. В перспективе
(хочется думать, близкой) – полная
мемориализация исторического ландшафта и
создание уникального национального
парка-заповедника среднерусского пейзажа.
ПОЛЕНОВСКИЕ ВЕЧЕРА
В музее-заповеднике хранятся многие уникальные
материалы знаменитых поленовских акварельных и
рисовальных вечеров, которые художник (вместе с
женой и сестрой) устраивал в своем московском
доме на Божедомке в 1880-90-е годы. Их участниками
были: В.Васнецов, Суриков, Нестеров, Остроухов,
К.Коровин, Серов, Левитан, Архипов, С.Иванов,
Врубель, Л.Пастернак и другие известные
художники. Они рисовали карандашом и пером,
пастелью, писали маслом и акварелью. Модели
обычно изощренно костюмировали, нередко сами
участники позировали друг другу в разнообразных
одеждах.
И.Левитан "Мужчина в венецианском
костюме".
|
М.Врубель "Женщина в восточном
покрывале" (Н.В.Поленова).
|
По
материалам "Художественная галерея.
Поленов", №60, 2005 г.