Дом-музей
и учебный центр Поллока-Краснер, Ист-Хэмптон
Дом, в котором Поллок создавал свои
знаменитые полотна превращен ныне в дом-музей, в
котором хранятся многие работы художника.
Полнее всего творчества Поллока представлено в
нью-йоркском музее Метрополитен. При этом часть
работ художника нашла пристанище в самых разных
уголках мира. Так, например, картина «Синие шесты:
Номер 11, 1952» находится в австралийской столице
Канберре, еще несколько поллоковских
произведений (в том числе изумительное полотно
«Лето: Номер 9А») хранится в лондонской галерее
Тейт. И все же главным местом паломничества для
поклонников таланта Поллока остается его
дом-музей на Лонг-Айленде. Здесь художник вместе
со своей женой, Ли Краснер, провел последние
десять лет жизни, здесь он создал многие свои
шедевры, ставшие воплощением его «капельной
живописи».
Фасад дома-музея Поллока-Краснер близ Ист-Хемптона,
штат Нью-Йорк. Мастерская художника была
оборудована
в находящемся в саду сарае.
Поллок и Краснер
открыли для себя красоту и очарование
Лонг-Айленда в 1945 году, приехав в гости к
школьному приятелю Поллока, скульптору Рейбену
Кадишофу. Остров Лонг-Айленд расположен всего в
трех часах езды от Нью-Йорка, однако это в
буквальном смысле «другой мир» - с тенистыми
рощами, тихими пляжами и неторопливыми людьми,
разъезжающими на велосипедах по уютным
тропинкам. Прожив месяц в этом идиллическом
уголке, столь не похожем на бессонный Нью-Йорк с
его сумасшедшими ритмами, Поллок и Краснер
поняли, что им не хочется уезжать отсюда. Не
забудем, что оба они были горожанами не по
рождению, а только в силу обстоятельств. Поллок
родился в крохотном городке на американском
Западе, а Краснер хотя и была родом из Бруклина,
но все свое детство провела в деревне.
Решение созрело стремительно: узаконить свои
отношения и перебраться на Лонг-Айленд. Они
быстро подыскали для себя сельский дом постройки
XIX века в небольшой сельскохозяйственной и
рыбацкой общине, всего в нескольких милях от
фешенебельного Ист-Хэмптона. Дом был достаточно
большим, но вполне деревенским; к нему примыкал
сад со стоящим в глубине сараем.
Прихожая в мастерской Поллока. Работники музея
постарались сохранить обстановку дома такой,
какой она была
при жизни художника.
За дом просили 5000
долларов; Пегги Гуггенхейм тут же предоставила
Поллоку требуемую сумму в качестве аванса за его
будущую картину.
Молодожены переехали сюда зимой 1945-1946 годов и с
наслаждением погрузились в атмосферу сонной
сельской жизни. Поллок был в восторге.
«Деревенская жизнь прекрасна, - писал он одному
из своих друзей, - и какими же серыми мне кажутся
теперь восемь лет, проведенных в городе!»
В деревне Поллок принялся писать с невиданной
прежде энергией.
Из окон дома открывался прекрасный вид на
окрестные луга и соляные болота; любоваться этим
видом мешал лишь старый сарай. Поллок, не долго
думая, передвинул сарай на новое место. Чуть
позже ему пришла в голову мысль оборудовать в нем
свою мастерскую.
Фрагмент пола в сарае-мастерской -
"свидетель" художнических трудов Поллока.
В результате художник
получил в свое распоряжение дощатый настил
площадью 6,4 кв. метра. Доски были уложены прямо на
цементный пол сарая. Именно здесь он и расстилал
холсты, чтобы писать на них свои легендарные
«капельные картины». Этот легендарный сарай
оставался мастерской Поллока до конца его дней;
после смерти художника в нем работала Ли Краснер.
По завещанию Краснер, в 1984 году дом вместе с
земельным участком и сараем отошли к Фонду Стони
Брука; в 1988 году отреставрированный дом-музей
распахнул свои двери для первых посетителей.
Сарай-мастерская и поныне стоит там,
куда в свое время передвинул его Поллок.
Сегодня обстановка в
доме воспроизведена в том виде, в каком она были
при жизни Поллока. Здесь можно увидеть
принадлежавшие Поллоку и Краснер книги, их
граммофон и коллекцию джазовых пластинок. В
мастерской хранятся краски и кисти художника.
Особое внимание экскурсантов привлекает
«станок» художника – деревянный пол мастерской.
Когда впавший в творческий транс мастер
«танцевал» свой магический танец вокруг
расстеленного холста, краска часто попадала за
его край, образуя причудливые потеки на полу.
Теперь его доски хранят память о том, как Поллок
создавал свои шедевры. Прямо на этом полу
художник разводил краски, когда переписывал
черно-белую работу «Конвергенция: Номер 10, 1952»,
решив сделать ее цветной. В том же году, повинуясь
интуитивному порыву, он схватил длинную палку,
обмакнул ее в ультрамарин и принялся ходить с ней
прямо по холсту, расплескивая пятна краски. Так
были созданы знаменитые «Синие шесты» художника.
Ли Краснер
Ли Краснер продолжала писать и после смерти
мужа.
За ее спиной на этой фотографии виден фрагмент
ее поздней работы "Утренняя слава" (1982).
Едва познакомившись с
Поллоком в ноябре 1941 года, Ли Краснер разглядела
в нем гения. Сама она к тому времени уже успела
приобрести некоторую известность в
артистических кругах Нью-Йорка и с радостью
воспользовалась своими связями, чтобы помочь
начинающему художнику. Они были полными
противоположностями по характеру и
темпераменту: он – неуверенный в себе, робеющий
при необходимости сказать лишнее слово, она –
напористая, умеющая убеждать и добиваться
своего. Именно благодаря постоянной преданной
поддержке Ли Краснер талант Поллока раскрылся в
полной мере. Не оставляя собственных занятий
живописью, Ли всегда ставила на первое место
интересы своего мужа. Между тем сегодня не
вызывает сомнений, что и сама она была
талантливой художницей, немало сделавшей в
рамках сюрреализма и абстрактного
экспрессионизма.
По
материалам "Художественная галерея.
Поллок", №66, 2005 г.