Музей
Прадо, Мадрид
Нигде в мире
творчество Веласкеса не представлено так широко,
как в Прадо. Здесь хранится почти половина всех
сохранившихся работ художника. Среди них - и его
общепризнанные шедевры.
Хоть одна
картина Веласкеса н айдется в любом крупнейшем
музее мира, но две или три - уже великая редкость.
На этом фоне выделяется лондонская Национальная
галерея, владеющая девятью работами великого
испанского живописца. Практически ничем не
отстает от нее венский
Художественно-исторический музей. И все же оба
эти собрания намного уступают лучшей и
обширнейшей в мире коллекции работ Веласкеса,
хранящейся в музее Прадо в Мадриде. В ее составе -
более 50 картин Веласкеса, то есть почти половина
всего дошедших до нас его работ. И если говорить
по справедливости, то это закономерно и
правильно: именно музей Прадо нужно признать
наиболее удачным, а может быть, и единственным
местом в мире, где могут и должны храниться
произведения гениального мастера.
Фасад музея Прадо
В переводе с
испанского, "прадо" означает "луг", а
применительно к топографии Мадрида - это
старинный парк, известный с XVI века. "Здесь, и
только здесь, - цитируем свидетельство,
датируемое 1560 годом, - вы можете в полной мере
насладиться как прохладным вечерним воздухом,
так и звуками хорошей музыки". В 1774 году (шла
эпоха Просвещения - с ее трепетным отношением к
рациональному, преимущественно
естественнонаучному, знанию) по распоряжению
короля Карла III в парке заложили ботанический
сад, а чуть позже построили рядом здание, в
котором предполагалось разместить академию
наук.
Как снаружи, так и внутри здание музея
представляет собой
великолепный образец испанского
неоклассицизма.
Архитектурный
проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811),
адепт строгого неоклассицизма, самого модного в
то время в Европе художественного направления.
Этот, одобренный в 1787 году королем, проект
предусматривал, что в новостройке будут
соседствовать академия наук (для нее отводился
первый этаж) и естественноисторический музей (на
втором этаже). Возводили громадное здание около 20
лет, но, прежде чем успели его "заселить", оно
оказалось разграбленным французами,
оккупировавшими Испанию в 1808 году.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать
свинцовые листы, покрывавшие крышу. В 1814 году
Наполеон потерпел окончательное поражение, и на
испанский престол возвратился свергнутый им
король Фердинанд VII. Уже в 1816 году Фердинанд издал
указ о восстановлении здания и перемещении в
него части картин из королевской коллекции.
На фасад музея смотрит каменный Гойя.
Более ста его работ хранится в Прадо.
19 ноября 1819
года музей открыли для публики. При этом было
оговорено, что посетители не будут допускаться в
музей "в дождливые дни, когда вокруг слишком
много грязи". Первоначально собрание музея
состояло из 311 картин (исключительно испанских
авторов). среди них были и 44 полотна Веласкеса, в
том числе и такие шедевры, как "Сдача Бреды"
и "Менины".
Между тем в
самой королевской коллекции, поделившейся с
музеем, насчитывалось более 5000 полотен.
Постепенно почти все они "переехали" в
Прадо. В 1821 году в экспозицию музея включили
итальянскую живопись, а в 1843 году - фламандскую.
Таким образом, узкие национальные границы, к
искусству не имеющие никакого отношения,
оказались взорваны.
Картину "Триумф Вакха"
(другое название - "Пьяницы")
Веласкес написал в 1629 году.
|
"Портрет Фредерико Гонзаго, герцога
Мантуи" входит
в богатое собрание работ Тициана, хранящихся
в музее Прадо.
|
В 1868 году в
Испании произошла революция. Правившая в то
время королева Изабелла II лишилась трона и
бежала из страны. И хотя спустя два года была
восстановлена конституционная монархия, статус
Прадо навсегда изменился; его собрание стало
достоянием всего испанского народа. С тех пор
музейная коллекция пополнилась многими
произведениями европейских художников, но в
целом по-прежнему отражает вкус испанских
монархов XVI и XVII веков. Именно эти короли
приобретали полотна, составившие неразложимое
музейное "ядро". Поэтому полнее всего в
музее представлены работы мастеров, бывших
фаворитами Филиппа IV и его деда, Филиппа II.
Здание Прадо
- это не только собрание шедевров, но и шедевр
само по себе. Его фасад сохранился в
первоначальном виде, хотя внутренние помещения
неоднократно перестраивались и
модернизировались. В последние годы началось
строительство пристройки, которая призвана
удлинить одно крыло здания, связав его с церковью
святого Иеронима, стоящей напротив. Эта церковь XV
века с недавних пор является собственностью
музея. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео,
известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту
построили Музей современного искусства в
Стокгольме.
Этим образом святого Антония,
созданным Иеронимом Босхом,
очень дорожит музей.
ПЕСТРОЕ
СОБРАНИЕ
Даже такой
огромный музей, каким является Прадо, не в
состоянии достаточно полно представить всю
европейскую живопись. Так, англичане в нем
представлены лишь несколькими работами; очень
фрагментарны французский и голландский отделы
собрания. Главное сокровище музея - испанская
живопись. Правда, если говорить о зарубежных
художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым
благоволил король Филипп II, показаны здесь лучше,
чем в любом другом музее мира. Очень неплоха
коллекция работ Рубенса, дважды посещавшего
Испанию и водившего личное знакомство с Филиппом
III и Филиппом IV. Помимо живописных полотен, музей
располагает обширной коллекцией скульптур,
рисунков и произведений прикладного искусства
(мебели, керамики, монет и пр.).
По
материалам "Художественная галерея.
Веласкес", №32, 2005 г.
Сайт в
Интернет