Русский
музей, Санкт-Петербург
Государственный Русский музей
обладает уникальнейшим собранием русской
живописи. Большинство кустодиевских шедевров
"обитает" именно в этом музее.
Ситуация с российскими коллекциями живописи
уникальна. В советские годы картины по
отечественным музеям централизованно
"распределяли". Флагманами советского
музейного дела волевым приказом назначили
Третьяковскую галерею в Москве и Русский музей в
Петербурге (тогдашнем Ленинграде). Именно в них в
основном и представлены наши лучшие мастера.
Кустодиев - в том числе. За рубежом его
практически нет - за исключением отдельных работ,
хранящихся в галерее Уффици во Флоренции,
венском Историко-художественном музее и еще
некоторых собраниях. Большинство же
кустодиевских шедевров "обитает" в Русском
музее.
Русский музей, расположившийся
в Михайловском дворце
Его открыли в 1898 году.
К тому времени Петербург оставался единственной
европейской столицей, не имеющей музея
национальной живописи. Было два зала русской
живописи в Эрмитаже, была небольшая галерея в
Академии художеств, было собрание в
Царскосельском дворце. В 1889 году Александр III
постановил - музею быть! Дело по российской
привычке затягивалось. Трудно сейчас сказать,
насколько бы оно затянулось, если бы в Москве
П.М.Третьяков не передал свою коллекцию и
коллекцию своего брата в дар городу. Две
российские столицы жили в атмосфере вечного
соперничества - не ответить на этот шаг было
невозможно. Некоторое время присматривали
помещение - наконец, казна приобрела для музея
Михайловский дворец. Это было достойное
приобретение. Дворец был построен гениальным
Росси на закате царствования Александра I для его
брата Михаила Павловича и на протяжении почти
века словно готовился к музейному титулу.
Атмосфера ведь вещь почти материальная, и дворец
ее любовно вынянчивал в себе. Тут все было
пронизано музыкой и поэзией. Антон Рубинштейн
писал, что артистические вечера у великой
княгини неизменно собирали самых талантливых
людей России. Правда, в конце века последние
владельцы дворца в нем почти не жили, а дома этого
не любят - дворец неумолимо разрушался. Под
руководством архитектора В.Свиньина провели
реставрацию.
Один из залов Русского музея.
Споров вокруг
Русского музея хватало. В комиссии по отбору
картин засели классицисты, это многим не
понравилось. Одни сокрушались об отсутствии
передвижников, другие недоумевали - отчего
практически не экспонируются картины художников
XVIII века? Время мудро заполнило пустоты -
появились и передвижники, и старые мастера,
нашлось место и новейшему искусству. После
революции коллекция выросла не в один раз - сюда
свозили сокровища из национализированных
императорских, дворянских, купеческих и
интеллигентских гнезд. Как раз пригодился и
выстроенный Л.Н.Бенуа перед самой революцией
новый корпус для художественных выставок. В
советские годы Русскому музею досталось от
идеологических компаний, многое было спрятано в
запасники, на стенах красовались
революционно-романтические картины и
изображения "отца народов" (до БАМа дело,
кажется, не дошло), но не их смотреть приходили
сюда люди. Смотреть сюда приходили все-таки XIX
век. А в одном из залов можно было увидеть (это
было чуть ли не единственное место во всем СССР)
произведения убитого русского авангарда 1920-х
годов.
|
Картина известного
художника-баталиста В.Верещагина (1842-1904) "У
дверей мечети" (1873), написанная на тему
среднеазиатского похода армии М.Скобелева. |
Сейчас запасники
открыты. В годы государственной слабости и
нищеты Русский музей оказался на грани небытия
по банальнейшей причине - не было денег для
поддержания чуть дышавшей в нем жизни. Как и сто
лет назад, на помощь пришла высокая власть. Жест
тогдашнего Президента России был широк, и свое
столетие Русский музей встретил во всем своем
великолепии. Была проведена реконструкция,
открыты новые залы, обновлена техническая база.
Люди снова идут в музей на свидание с
замечательными русскими мастерами, на которых,
что там ни говори, наша земля всегда была щедра.
Венецианов, Брюллов, Крамской, Репин, Верещагин,
Суриков, Врубель, Серов, Малевич, Филонов,
Петров-Водкин… Продолжайте на свой вкус.
|
Для монументального
полотна И.Репина (1844-1930) "Торжественное
заседание Государственного совета 7 мая 1901
года" (1903) Кустодиев написал 27 портретов высших
российских сановников. |
МАСТЕР АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ
Карл Росси (1775-1849) родился в России, изучал
античную архитектуру в Италии, работал в Москве и
Твери. Но Петербург стал его судьбой. Его идеи
были смелы и масштабны, а мыслил он не отдельными
зданиями, а архитектурными ансамблями. Амбиции
архитектора прекрасно иллюстрируют строки из
его объяснительной записки к неосуществленному
проекту Адмиралтейской набережной: "Размеры
предлагаемого мною проекта превосходят те,
которые римляне считали достаточными для своих
памятников. Неужели мы побоимся сравниться с
ними в великолепии?" Росси оставил после себя в
Петербурге архитектурный ансамбль на Елагином
острове, ансамбль Дворцовой площади со зданиями
Главного штаба и министерств, ансамбль
Михайловского дворца (ныне - Русский музей) с
прилегающими площадью и улицами, ансамбль
Александринского театра, ансамбль Сенатской
площади со зданиями Сената и Синода. И все это - за
неполных двадцать лет.
Здание бывшего Главного штаба и его
знаменитая арка.
По
материалам "Художественная галерея.
Кустодиев", №43, 2005 г.
Сайт в
Интернет