Музей
Сан-Марко, Флоренция
Коридоры и кельи монастыря
Сан-Марко, построенные Микелоццо, Фра Анджелико
украсил божественными фресками. Украсил на века.
Музеем, посвященным
творчеству Фра Анджелико, стал монастырь
Сан-Марко, в котором художник провел большую
часть своей монашеской жизни. Монастырские стены
сохранили для нас не только знаменитые фрески
художника - они дают возможность каждому
погрузиться в атмосферу далеких лет, попасть в
современники Фра Анджелико. Любопытно, что
Сан-Марко по сей день является действующим
доминиканским монастырем.
Фасад построенного в XIII веке монастыря,
превращенного ныне в музей Сан-Марко.
Флорентийский
правитель Козимо де Медичи выступил опекуном и
покровителем монастыря в 1436 году. До этого
монастырь был обителью монахов-сильвестринцев,
которых папа Евгений IV обвинил в том, что они
живут "в недостойной роскоши и грехе".
Потребовалась реформа. Взяв на себя управление
доминиканским монастырем, Козимо решил
перестроить его. Монастырь располагался в
непосредственной близости от дворца и семейной
церкви Медичи, поэтому возведение нового
монастыря позволяло Козимо создать большой
религиозный и культурный центр. И монастырь
действительно превратился в XV веке в символ
могущества семьи Медичи.
Для строительства
нового монастыря и восстановления заброшенной
церкви Медичи пригласил лучшего флорентийского
архитектора и скульптора Микелоццо ди
Бартоломмео. Тот создал классический элегантный
ансамбль. Монастырь построен из серого камня -
флорентийского "пьетра серена", что в
переводе означает "божественный камень".
Планировка монастыря традиционна: по центру идет
главная галерея, вокруг которой располагаются
все остальные помещения. На первом этаже
находятся разнообразные службы, а на втором -
монашеские кельи, дортуары и библиотека.
Интерьер бывшего жилого корпуса
Посетитель музея
первым делом попадает в галерею с возведенными
вдоль нее изящными арками, установленными на
колоннах, которые покоятся на низком парапете. За
галереей открывается зеленая лужайка с
кипарисовыми деревьями - здесь монахи принимали
посетителей. Эта лужайка послужила фоном для
одной из самых известных фресок Фра Анджелико -
"Распятие с поклоняющимся ему св. Домиником"
(ок. 1442). Эта фреска находится напротив входа и
бросается в глаза каждому, кто вступил под своды
монастыря.
Справа от входа -
бывший госпиталь. Теперь здесь собраны многие
картины Фра Анджелико, свезенные сюда из
различных музеев. Среди них - "Страшный суд",
"Снятие с креста", триптих Линайуоли и
алтарный образ святого Марка.
Эти сцены Рождества Христова написаны Фра
Анджелико
на створках шкафа для хранения серебряной утвари
Из галереи дорога
ведет в зал общих собраний и трапезную, где висят
картины другого жившего в этом же монастыре
художника - Фра Бартоломмео (1472-1517), одного из
ярких представителей искусства эпохи Высокого
Возрождения. В зале общих собраний жившие в
монастыре монахи собирались каждое утро. На этих
встречах они обсуждали текущие дела, публично
каялись, делились опытом молитвы и укрепления
веры. Одну из стен этого зала украшает огромная
фреска Фра Анджелико "Распятие", где у
подножия креста вместе с упоминающимися в Библии
апостолом Иоанном, Богородицей и Марией
Магдалиной художник изобразил целую группу
святых; среди последних мы найдем и Косму и
Дамиана - целителей, считавшихся небесными
покровителями семьи Медичи. Здесь же можно
увидеть образы святого Лоренцо, еще одного
покровителя дома Медичи, и святого Марка,
покровителя монастыря Сан-Марко. Все эти святые
помещены по правую руку Спасителя, то есть там,
где, согласно Библии, должны находиться
избранные. Это единственная фреска в Сан-Марко,
при создании которой художник использовал
драгоценный по тем временам синий пигмент -
ультрамарин (им написаны ризы Богородицы).
Картина Якопо Виньяли (1592-1664) "Товия и ангел"
хранится в музее Сан-Марко
О Козимо Медичи
напоминает и двойная (№№ 38 и 39) монашеская келья,
его "резиденция" во время посещений
монастыря. На одной из ее стен Фра Анджелико
написал распятие с поклоняющимися ему святыми
Космой, Иоанном Богословом (в честь отца Козимо,
Джованни де Медичи) и Петром Мучеником (в честь
сына Козимо, Пьетро). На соседней стене находится
фреска "Поклонение волхвов" - она, по всей
видимости, была написана приблизительно в 1450
году, когда Фра Анджелико работал в Риме.
Исследователи полагают, что автором этой пышной
фрески, подчеркивающей богатство и могущество
семьи Медичи, был Гоццоли (1420-1497).
МИКЕЛОЦЦО
Наружная кафедра собора Прато,
совместное творение Микелоццо и Донателло
Микелоццо ди
Бартоломмео (1396-1472) - великий скульптор и
архитектор, представитель искусства Раннего
Возрождения. Он учился у Гиберти и впоследствии
работал вместе с ним над знаменитыми вратами
баптистерия. Позже Микелоццо сотрудничал с
Донателло (ок. 1386-1466). В частности, они вместе
создали серию монументальных гробниц. Однако
более громкая слава сопутствовала
Микелоццо-архитектору. Тесная связь Микелоццо с
Козимо де Медичи заставила его отправиться в
изгнание, когда его покровитель (в 1433 году) был
вынужден бежать в Венецию. Архитектурный талант
Микелоццо полностью раскрылся только после его
возвращения в родной город. Именно тогда он
занимался перестройкой монастыря Сан-Марко, а
позже воздвиг для Козимо роскошный дворец
Медичи-Риккарди. Помимо Флоренции, Микелоццо
работал также на Балканах и на греческом острове
Хиос.
По
материалам "Художественная галерея. Фра
Анджелико", №46, 2005 г.