Национальная
галерея, Стокгольм
В фундамент собрания
стокгольмской Национальной галереи легла
богатейшая коллекция европейской живописи,
собранная королевской семьей Швеции.
Больше всего
полотен Шардена хранится, конечно же, в его
родном Париже, откуда мастер практически никогда
не выезжал. Второе место по количеству картин
художника делят между собой вашингтонская и
стокгольмская Национальные галереи.
Фасад стокгольмской Национальной галереи.
Коллекция
работ Шардена, находящаяся в Национальной
галерее в Стокгольме, примечательна не только
своим объемом, но и тем, что она была собрана при
жизни художника и, следовательно, ярко
демонстрирует отношение современников к
творчеству живописца, к разным сторонам его
творчества.
Основателем
собрания, легшего затем в основу Национальной
галереи, стал граф Карл Густав Тессин (1695-1770),
шведский посланник в Париже с 1739 по 1742 год. Граф
Тессин был одним из культурнейших людей своего
времени. Его отец, архитектор (именно по его
проекту построен королевский дворец в
Стокгольме), дал сыну прекрасное образование,
позволившее ему наилучшим образом проявить себя
на дипломатическом поприще.
Парадная лестница музея
С
французским искусством граф Тессин был неплохо
знаком еще до своего назначения послом в Париж. В
юности он много путешествовал (в частности - по
Франции) и всегда привозил из своих поездок
книги, рисунки, гравюры, пополняя коллекцию
своего отца. Позже, в 1728 году, когда Тессина
назначили суперинтендантом королевских
резиденций, он посетил Париж, чтобы нанять
французских художников для проведения
декоративных работ в королевском дворце в
Стокгольме. Примерно в это же время он посетил и
Венецию, где пытался (но неудачно) уговорить
знаменитого Тьеполо принять участие в
оформлении королевского дворца.
Королем
Швеции с 1720 по 1751 год был Фредерик I, знаток и
покровитель искусств. Еще большей поклонницей
живописи оказалась жена наследника шведского
трона, принцесса Луиза Ульрика, сумевшая собрать
превосходную коллекцию произведений искусства.
Нужно сказать, что в XVIII веке шведским монархам
пришлось практически заново создавать
"фамильную галерею", сильно пострадавшую в
1654 году, когда королева Христина отреклась от
престола и, уехав в изгнание (в Италию), увезла с
собой большую часть собрания картин.
Эта жанровая сценка Шардена "Домашние
радости" (1745-46) пополнила коллекцию
королевской семьи в 1747 году. Считается, что для
этой картины художнику позировала его вторая
жена, Франсуаза Маргарита Пуже.
Что касается
работ Шардена, то они появились в королевской
коллекции во многом благодаря все тому же графу
Тессину. Именно у него впервые увидела принцесса
Луиза Ульрика полотно Шардена, восхитилась и
немедленно (в 1745 году) заказала мастеру две
картины. Их доставили в шведское посольство в
Париже лишь в 1747 году. Задержку Шарден объяснил
так: "Я задержался с заказом потому, что имею
привычку оставлять у себя картину до тех пор,
пока не пойму, что к ней больше нечего
добавить".
Муж Луизы
Ульрики, наследник престола, не столь отличился
на поприще коллекционирования, как его супруга,
но и он в 1745 году приобрел четыре работы Шардена
на аукционе, где распродавалось собрание Антуана
де Ла Рока, умершего за год до того. Ла Рок был
страстным поклонником творчества Шардена и
немало способствовал популярности художника,
регулярно помещая статьи о нем в своем журнале
"Меркюр де Франс".
Картина шведского художника Харальда Оскара
Сольберга
"Зимняя ночь в горах" (1901-1902) из собрания
Национальной галереи.
Прочие
полотна Шардена королевская семья купила у графа
Тессина. Граф не отличался бережливостью (и даже
слыл "прожигателем жизни"), что привело его в
1750-х годах к банкротству. Чтобы спастись от
окончательного разорения, графу пришлось
пустить с молотка часть своей коллекции
живописи.
После смерти
Тессина остатки его собрания были распроданы на
двух аукционах, в 1777 и 1781 годах, где одним из
главных покупателей оказался король Густав III,
правивший Швецией с 1771 по 1792 год. От своей
матери, уже знакомой нам принцессы Луизы Ульрики,
король унаследовал любовь к искусству, хотя
предпочитал живописи величественные
архитектурные сооружения и антиквариат. В 1792
году по указу Густава в Стокгольме начали
возводить Музей древностей. Строительство его
завершилось в 1794 году, уже после смерти короля.
В том же году
было открыто для публичного обозрения
королевское собрание живописи. Именно оно и
стало ядром собрания будущей Национальной
галереи, официально образованной в 1866 году.
Галерея располагает замечательными коллекциями
французской, голландской и фламандской живописи,
а также, разумеется, богатейшим собранием
шведской живописи.
МУЗЕЙ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Музей современного искусства расположен
в одном из самых живописных уголков Стокгольма.
Национальная
галерея - не единственный стокгольмский
художественный музей. В Стокгольме есть и Музей
современного искусства, где представлены все
основные направления живописи последнего
столетия и работы лучших мастеров XX века. До
этого работы современных художников находились
в собрании Национальной галереи. Музей открылся
в 1958 году в здании XVIII века, некогда входившем в
комплекс стокгольмского Морского вокзала. Здесь
собрание современной живописи оставалось до 1994
года, после чего было переправлено в хранилище на
время капитального ремонта помещения. После
перестройки тут открылся музей архитектуры, а
для коллекции современной живописи отвели
другое здание, построенное специально для нее. На
новом месте Музей современного искусства
открылся в 1998 году, и теперь он является одним из
крупнейших центров современного искусства во
всем мире. Нынешнему посетителю музея сложно
представить, что пятьдесят лет назад его
экспозиция могла свободно уместиться в
нескольких небольших залах.
По
материалам "Художественная галерея.
Шарден", №90, 2006 г.
Сайт в
Интернет.