Музей-усадьба
В.И.Сурикова, Красноярск
Тем, кто хочет в буквальном смысле
"пальцами" прикоснуться к истокам
творчества Сурикова, необходимо посетить
удивительный сибирский музей, расположившийся в
доме, где художник родился и вырос.
Творческое наследие
Василия Сурикова столь велико, что его вполне
хватает для того, чтобы посетитель любого более
или менее крупного российского музея смог своими
глазами увидеть работы художника. Как и в случае
с другими русскими живописцами, их львиная доля
поделена (примерно в равной пропорции) между
московской Третьяковской галереей и
петербургским Русским музеем. Кроме того,
творчество Сурикова представлено в музейных
собраниях Самары, Твери, Тулы, Донецка (Украина),
Калуги, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Саратова, в
музеях-заповедниках "Абрамцево" и
"Поленово", в Московской духовной академии и
т.д. Не остался обделенным произведениями своего
великого земляка и его родной Красноярск.
Несколько картин живописца хранится в
Красноярском художественном музее и в
Музее-усадьбе В.И.Сурикова.
Музей-усадьба В.И.Сурикова в
Красноярске
Последний музей очень
интересен, так как дает представление о среде, в
которой рос будущий мастер Если не забывать о
том, что все его творчество уходит корнями в
детские и юношеские "впечатленья бытия", то
значение музея трудно переоценить.
С домом, где он
расположился, накрепко связаны первые двадцать
лет жизни Сурикова - за исключением двух лет
(1854-1856), проведенных в селе Сухой Бузим, куда
переводили служить его отца.
Из этого дома Суриков
зимним путем отправился в 1868 году в Академию
художеств - "завоевывать" Петербург. В этот
дом не однажды приезжал летом, став известным
живописцем, - особенно часто он это делал в конце
1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он
предполагал навсегда поселиться здесь вместе с
детьми. В мае 1889 года художник отправился в
Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью
1890 года. В последний раз Суриков посетил родной
дом за полтора года до смерти, в 1914 году.
Одна из жилых комнат бывшего дома
Суриковых
Двухэтажный
красноярский дом Суриковых сохранился до наших
дней в первозданном виде. Сохранилась и сама
усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX
веке дома в Сибири рубили крепко, "навечно".
Его построили из лиственницы (без единого
гвоздя!) еще в 1830 году дед Сурикова, Василий
Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор
дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней
жизни сибирского казачества. "Дом наш, -
рассказывал Суриков, - соболями и рыбой
строился… Комнаты в доме были большие и низкие.
Мне, маленькому, фигуры в них казались
громадными".
До самой смерти в нем
жила мать художника, Прасковья Федоровна (1818-1895),
и брат, Александр Иванович (1856-1930), А.И.Суриков из
Красноярска практически не выезжал, служа в
Красноярском губернском суде. Со старшим братом
он был очень близок, являясь единственным
человеком, с которым художник переписывался всю
свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои
мысли, делясь впечатлениями от поездок и
замыслами новых работ. Именно А.И.Суриков
подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от
тоски, идею написать "Взятие снежного
городка": "Мне очень хотелось, - вспоминал он,
- чтобы он после смерти жены не бросил свое
художество". И не только подсказал, но и угодил
в герои этого полотна, созданного в Красноярске.
Портрет "А.И.Суриков в шубе",
созданный В.Суриковым в 1889-90 годах,
стал подготовительным по отношению к его
шедевру
"Взятие снежного городка"
После смерти
А.И.Сурикова наследницы, дочери художника,
передали свое родовое "гнездо" в дар городу
Красноярску, дабы увековечить память о его
знаменитом уроженце.
В 1948 году, в
ознаменование столетия со дня рождения
В.Сурикова в усадьбе был основан музей художника.
Музей, по сибирским меркам, очень богат: в нем
хранится несколько сотен экспонатов - в
частности, 92 произведения художника, его личные
вещи, документы, книги. Среди произведений -
замечательные портреты и пейзажи, принадлежащие
кисти Сурикова. Приезжая на родину, он всегда
много работал в жанре пейзажа - сама могучая
сибирская природа как бы призывала его к себе,
очаровывала. "Горы у нас, - говорил он, - целиком
из драгоценных камней - порфир, яшма. Енисей
чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено,
а его Бог весть куда уже унесло".
Работа Сурикова "Енисей у
Красноярска" (1909) принадлежит к ряду
замечательных пейзажей, написанных художником в
Сибири.
В музее работает
несколько научных сотрудников, проводятся
тематические выставки, специалисты читают
лекции, на которые собираются красноярские
школьники и студенты. Всего через Музей-усадьбу
В.И.Сурикова ежегодно проходит около семи тысяч
человек.
МАТЬ ХУДОЖНИКА
Этот проникновенный портрет своей
матери Суриков написал в 1887 году, точно обозначив
в нем основные черты ее характера.
Прасковья Федоровна
Сурикова принадлежала к старинному казачьему
роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую
станицу на берегу Енисея - напротив Красноярска.
Торгошины упоминаются в документах еще XVII века.
Несмотря на свою неграмотность, П.Ф.Сурикова
сыграла важнейшую роль в выявлении
художественных наклонностей своего сына, являя
пример художественного отношения к жизни всем
своим "бытовым поведением". Она
замечательно плела кружева и вышивала бисером и
гарусом целые картины. Суриков отзывался о своей
матери с неизбывной нежностью. "Мать моя
удивительная была, - рассказывал он М.Волошину. - У
нее художественность в определениях была:
посмотрит на человека и одним словом
определит". Когда купец П.Кузнецов предложил
Сурикову отправиться в столицу вместе с ним,
П.Ф.Сурикова без тени сомнения благословила сына
на этот путь. Она вполне понимала его тогдашнюю
"тоску" (собственное слово художника) по
искусству.
По
материалам "Художественная галерея.
Суриков", №52, 2005 г.