Областная
картинная галерея, Тамбов
В Тамбовской картинной галерее
хранится эскиз последней задуманной Брюлловым
большой картины – в ней он предполагал
обратиться к совершенно не характерной для него
политической теме.
В нашей стране большинство работ Брюллова
сосредоточено в петербургском Русском музее и
московской Третьяковской галерее. Кроме того,
его произведения можно встретить в
художественных собраниях Астрахани, Казани,
Краснодара, Ульяновска, Челябинска и др. Учитывая
«интернациональный» характер жизни и творчества
художника, не приходится удивляться, что часть
его работ хранится за рубежом – в музеях
Германии и особенно Италии (Милан, Флоренция).
Здание, в котором разместилась Тамбовская
областная картинная галерея.
Художественное
наследие Брюллова довольно «однородно» - с тех
пор, как в начале 1820-х годов живописец счастливо
нашел свою манеру, он по преимуществу работал в
ней. Почти до самого конца жизни. «Почти», потому
что последние годы его земного пути
ознаменовались новыми энергичными исканиями.
Одно из свидетельств этих исканий хранится в
Тамбовской областной картинной галерее – это
эскиз большой картины «Политическая
демонстрация в Риме в 1846 году», в которой
художник предполагал обратиться к совершенно не
характерной для его творчества политической
теме – теме освободительного движения в Италии.
Тамбовская картинна галерея, чья коллекция
насчитывает более 4000 экспонатов, обладает,
помимо брюлловских работ, целым рядом
общепризнанных шедевров.
Один из залов галереи
Хотя в качестве
официальной даты рождения галереи значится 30
апреля 1961 года, ее история уходит своими корнями
в 1879 год, когда в Тамбове основали первый музей.
Из этого зерна выросла нынешнее более чем
солидное собрание. Первые годы своего
существования музей вел бесприютную жизнь – до
1892 года, когда завершили строительство (на деньги
известного тамбовского мецената Э.Д.Нарышкина
(1813-1901)) здания Общества по устройству народных
чтений. Именно в это здание перевели музей,
открыв его для свободного посещения в феврале 1895
года.
Впрочем, «путешествия» музея на этом не
закончились – впереди его ждали многочисленные
переезды и реформирования. Но сразу же отметим
любопытный факт: все эти переезды можно назвать
медленным «возвращением»: видимо, галерее на
роду было написано обрести свой «дом» в
упомянутом здании, созданном по проекту
архитектора А.Четверикова и до сих пор
называемом «нарышкинской читальней». В нем она
располагается и сейчас (здание передано музею в
1983 году).
Эскиз картины "Политическая демонстрация в
Риме в 1846 году" Брюллов написал маслом в 1850
году
Вехи же истории
Тамбовской галереи таковы. После революции 1917
года в Тамбове был организован художественный
музей. В 1922 году – в пору всеобщего увлечения
идеями технического переустройства жизни – этот
музей преобразовали в научный (с художественным
отделом в качестве подразделения). Еще спустя
семь лет научно-художественный музей
превратился в окружной краеведческий и
перебрался в здание Спасо-Преображенского
собора. И лишь еще через тридцать лет из его
состава выделилась самостоятельная картинная
галерея.
До революции художественное собрание
тамбовского музея было довольно скромным – все
основные поступления в него приходятся на
советские годы. Их источник угадать несложно –
это были реквизированные дворянские собрания.
Переданные в 1920-х годах в Тамбовский
художественный музей из Государственного
музейного фонда картины Шишкина, Поленова,
Сомова и др., в сущности, «происходили» все из
того же источника.
Картина "Вечер" (1869) кисти замечательного
русского пейзажиста Ф.Васильева (1850-1873) хранится
в Тамбовской картинной галерее.
Среди упомянутых
дворянских собраний следует выделить два – они
стали основой коллекции Тамбовской картинной
галереи. Это собрание имения Караул,
принадлежавшее знаменитому ученому Б.Н.Чичерину
(1828-1904), и собрание имения Знаменка,
принадлежавшее графу П.С.Строганову (1823-1911).
Именно из строгановского собрания попали в
коллекцию Тамбовской галереи композиции
К.Брюллова, посвященные итальянским событиям
середины XIX века.
В настоящее время Тамбовская картинная галерея
гордится многими художественными
произведениями, входящими в ее коллекцию. Среди
их авторов – как известные отечественные
(Рокотов, Левицкий, Боровиковский, С.Щедрин,
Ф.Васильев, Саврасов, Шишкин, Поленов, Серов), так
и зарубежные (Ян ван Скорел, А.Калам, О.Фрагонар)
живописцы.
Галерея продолжает активную собирательскую
работу, заполняя имеющиеся лакуны и пытаясь
наиболее полно представить в своем собрании
историю мирового изобразительного искусства. В
галерее имеется библиотека, действует
реставрационная мастерская.
СОБРАНИЕ Б.Н.ЧИЧЕРИНА
"Старуха с чулком" В.Тропинина (1776-1857)
Знаменитый философ,
правовед, общественный деятель Борис Николаевич
Чичерин был видной фигурой русской умственной и
общественной жизни второй половины XIX века.
Верный ученик Грановского и Кавелина, либерал,
западник, он создал теорию государственного
устройства, наиболее, по его мнению, подходящего
для России. Чичерин был крепко связан с
тамбовским краем, до самого поступления в
Московский университет он постоянно жил здесь:
зимой – в Тамбове, летом – в родовом имении
Караул. Художественное собрание Чичерина
отличалось изысканностью и вкусом – в нем были
представлены, в частности, работы голландцев XVII
века, итальянского художника XVI века Якопо Пальмы
Младшего, нашего В.Тропинина – его кисти
принадлежала картина «Старуха с чулком»,
изображающая, как утверждает большинство
исследователей, жену художника.
По
материалам "Художественная галерея.
Брюллов", №72, 2006 г.