Музей
В.А.Тропинина и московских художников его
времени, Москва
Этот "именной" музей обязан
своим существованием одному человекку -
легендарному собирателю и "врачевателю"
картин, большому знатоку искусства Феликсу
Вишневскому.
Тропинин за
свою жизнь создал около семисот произведений.
Его картины представлены в собраниях многих
провинциальных и столичных музеев. Несколько
шедевров художника хранится в Третьяковской
галерее, но самая представительная коллекция его
работ (30 живописных и 20 графических) принадлежит
московскому Музею В.А.Тропинина и московских
художников его времени.
Бывший дом Н.Г.Петухова, где разместился
Музей В.А.Тропинина и московских художников его
времени.
Не слишком
долгая история этого музея очень любопытна.
До недавнего
времени богатейшая музейная экспозиция
размещалась в одном из бывших купеческих
особняков Замоскворечья. Дом этот был построен в
середине XIX века и принадлежал купеческому
семейству Петуховых. Просвещенные купеческие
отпрыски в конце XIX века стали массово изменять
делу отцов и пополнять собой ряды ученых,
меценатов, писателей, театральных деятелей и пр.
Вспомним хотя бы Третьяковых, Мамонтовых,
Бахрушиных, Алексеевых, Рукавишниковых и т.д.
Николай Григорьевич Петухов не был исключением
из этого правила - он стал известным этнографом и
историком, в советские времена преподавал в
Плехановском институте народного хозяйства. При
этом был не чужд и художественных интересов.
Вместе с матерью состоял членом "Общества
содействия Третьяковской галерее", не был
профаном в мире художественной культуры. Его
замоскворецкий дом видел многих знаменитостей -
тут бывали Скрябин, Борисов-Мусатов и другие
люди, оставившие след в истории русского
искусства.
Знаком был
Н.Г.Петухов и со знаменитым коллекционером
Феликсом Евгеньевичем Вишневским. Собрание
Вишневского было известно всей Москве.
Вишневский отыскивал художественные раритеты,
где только мог, - находя иногда в невообразимом
состоянии и постепенно возвращая их к жизни. В
реставрации пострадавших картин ему помогал
брат знаменитого Павла Корина А.Д.Корин.
Так выглядела музейная экспозиция до начала
ремонта в здании.
Значительнейшая
коллекция Вишневского нуждалась в достойном
месте, где смогла бы вольготно разместиться, и
бездетный Н.Г.Петухов, почувствовав приближение
смерти, составил завещание, по которому его дом
должен был унаследовать Ф.Вишневский. Что и
произошло в 1963 году - после смерти хозяина дома и
возвращения Вишневского из очередной ссылки (а
репрессирован он был в советские годы не
единожды).
В 1969 году
Ф.Вишневский - не без внешнего, кажется, давления
со стороны московского партийного руководства, -
подарил около 300 произведений живописи, графики и
декоративно-прикладного искусства городу
Москве. Впрочем, надо думать, рано или поздно это
произошло бы и без всякого давления - Феликс
Евгеньевич прославился своей щедростью, лавры
"собаки на сене" его никогда не прельщали.
Вместе с картинами, среди которых были подлинные
жемчужины русского портретного искусства -
кисти Аргунова, Антропова, Тропинина, Рокотова,
Левицкого, Боровиковского, коллекционер передал
городу и часть бывшего петуховского дома. Здесь 11
февраля 1971 года открылся Музей В.А.Тропинина и
московских художников его времени. До конца
своих дней (а умер он в 1978 году) Ф.Вишневский
оставался его главным хранителем. Двадцать лет
музей числился филиалом Останкинского
дворца-музея творчества крепостных, а в 1991 году
обрел самостоятельность.
Принадлежащий музею "Портрет П.Н.Зубова" (ок.
1839) -
еще одно брюлловское эхо в творчестве Тропинина
Музейное
собрание уникально. В настоящее время оно
насчитывает более 2000 единиц хранения и делится
на несколько отделов - русского портрета XVIII -
первой половины XIX веков, работ Тропинина,
русского акварельного портрета первой половины
XIX века, пейзажа и бытового жанра 1830-40-х гг.,
портретной россики рубежа XVIII-XIX веков (в
последний отдел входят картины иностранных
живописцев, живших в России),
В 2001 году
случилась беда - в результате аварии водопровода,
произошедшей в соседнем здании, серьезно
пострадало несколько музейных картин. Да и сам
петуховский дом давно нуждался в капитальном
ремонте. В августе 2002 года к этому ремонту
приступили, а музей временно закрылся. Большая
часть собрания живописи и графики переселилась
при этом на временное жительство в Музей
А.С.Пушкина на Пречистенке.
Этот профильный "Портрет Екатерины II",
написанный Ф.Рокотовым после 1763 года, -
одна из жемчужин коллекции музея.
Ремонт
затянулся, он продолжается по сей день. Сейчас
принято решение о передаче разросшемуся музею
нового здания на Волхонке - того самого
легендарного дома, где более тридцати лет прожил
В.Тропинин. А в петуховском доме, скорее всего,
разместится филиал Музея В.А.Тропинина под
названием "Дом купеческого быта".
Ф.Е.ВИШНЕВСКИЙ
Основатель музея Ф.Вишневский
Феликс
Евгеньевич Вишневский (1902-1978) появился на свет в
старомосковской дворянской семье. Говорят, что,
когда юноше исполнилось 16 лет, отец подарил ему
портрет кисти Тропинина. С этого портрета и
началась знаменитая коллекция, включавшая не
только произведения изобразительного искусства,
но и антикварную мебель, старые стекло, фаянс,
фарфор и многое другое. Уму непостижимо, как
Вишневский мог заниматься столь масштабным
собирательством при Советской власти. Впрочем,
шипов и терний на его пути хватало. Он несколько
раз подвергался репрессиям, трижды его бесценная
коллекция изымалась в пользу государства. Но
всякий раз мужественный коллекционер по решению
суда возвращал ее. Это было делом принципа,
скопидомством тут и не пахло - Вишневский не
только собирал, но и щедро дарил: принадлежавшие
ему произведения искусства по его воле
отправлялись в музеи Костромы, Нижнего Тагила,
Якутска, Донецка, Иркутска (последнему музею
досталось около 200 произведений!). Тропининский
музей можно считать памятником его бескорыстной
деятельности.
По
материалам "Художественная галерея.
Тропинин", №87, 2006 г.