Национальная
галерея, Вашингтон
В американской Национальной
галерее хранится одна из лучших коллекций работ
Мэри Кассат, включающая ее картины, рисунки и
графику.
"Служить
народу Соединенных Штатов путем сохранения,
собирания, демонстрации и разъяснения смысла
произведений искусства, исполнять
просветительские и образовательные функции".
Это строки из устава Национальной галереи в
Вашингтоне, располагающей одним из лучших в мире
собраний работ Мэри Кассат.
Главное здание Национальной галереи
было построено в 1941 году.
Национальная
галерея была основана в 1937 году по решению
Конгресса, рассмотревшего предложение Эндрю
Меллона - банкира, стального и нефтяного магната,
одного из богатейших людей в мире. В самом конце
1936 года Эндрю Меллон встретился с президентом
США Франклином Рузвельтом и предложил ему отдать
свою коллекцию произведений искусства будущей
художественной галере. Банкир заявил также, что
будет финансировать строительство здания - от
проектирования и до отделочных работ. В
завершение беседы с президентом Меллон
подчеркнул, что ни в коем случае не желает, чтобы
галерею назвали его именем. "Просто
Национальная галерея", - сказал он. Итак,
коллекция имелась, деньги на строительство -
тоже, и потому дело решилось без проволочек. Уже 24
марта 1937 года Конгресс США принял указ о передаче
будущего музея на государственное обеспечение -
с тем, чтобы его посещение было бесплатным.
Пример
Меллона, пожертвовавшего музею более 22000
собранных им произведений искусства, подхватили
многие коллекционеры Америки. К моменту
официального открытия галереи (в 1941 году)
оказалось, что дарители исчисляются тысячами.
Так - исключительно за счет частных
пожертвований - сформировалось ядро собрания
Национальной галереи. Отметим, что поток даров не
иссяк и после открытия галереи. Среди тех, кто
постоянно пополнял коллекцию музея, были Пол и
Элиза Меллон - дети основателя музея.
Интерьер Восточного крыла галереи, открытого в
1978 году
Учитывая то,
что огромное собрание галереи сложилось
благодаря пожертвованиям самых разных людей, не
приходится удивляться его крайней
эклектичности. Здесь представлены художники
всех эпох и народов, от мастеров итальянского
Возрождения до ведущих американских художников
двадцатого века.
Среди
жемчужин коллекции Национальной галереи
выделяются шедевр Боттичелли "Поклонение
волхвов", полотно Филиппо Липпи "Товий и
ангел", а также несколько великолепных работ
основателя венецианской школы Джованни Беллини.
Неплохо представлены в музее и "старые
голландцы" (именно в Национальной галерее
находится знаменитая "Женщина с весами"
Вермеера), а также испанская и английская
живопись.
Особое место
в Национальной галерее уделено французской
живописи XIX века. Картины Энгра и Делакруа
соседствуют здесь с полотнами импрессионистов.
Что касается последних, то среди них необходимо
отметить небольшую работу Эдгара Дега
"Женщина, написанная со спины" - для нее
художнику почти наверняка позировала Мэри
Кассат.
"Прогулка на лодке" (1893-94) - одна из многих
работ
Мэри Кассат, хранящихся в Национальной галерее.
За последние
сорок лет в Национальной галерее выставки работ
Кассат проводились три раза. С июня по сентябрь
1963 года здесь работала выставка "Гравюры и
рисунки Мэри Кассат". С сентября по ноябрь 1970
года в галерее проходила большая
ретроспективная выставка работ художницы, для
которой было отобрано 90 картин и рисунков. Эту
выставку - одну из самых больших ретроспективных
выставок, посвященных творчеству американского
живописца, - посетили свыше ста тысяч человек.
В 1989 году
Национальная галерея организовала выставку
цветных офортов Мэри Кассат. На ней было
представлено 105 офортов, 11 рисунков, 3 пастели и 6
картин художницы. На сегодняшний день эта
выставка остается крупнейшей в истории
американских музеев, что свидетельствует о
неослабевающем интересе публики к творчеству
художников-импрессионистов.
Незавершенная работа Веласкеса "Кружевница"
(1640)
из собрания Национальной галереи.
Большие
выставки - не только персональные, но и
посвященные какой-либо определенной школе или
направлению в живописи, - проводятся в
Национальной галерее, по крайней мере, раз в год.
В 1978 году у галереи появилось новое Восточное
крыло, позволившее расширить экспозицию музея и
создать дополнительные помещения для постоянно
работающих в Национальной галерее
исследователей и реставраторов.
ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ
Портрет Эндрю Меллона кисти британского
художника Освальда Хорнби Джозефа Бирли.
Богатством и
разнообразием своей коллекции Национальная
галерея обязана, прежде всего, нескольким
американским меценатам, которых принято
называть сейчас отцами-основателями. На первом
месте среди них стоит, конечно же, Эндрю Меллон,
подаривший галерее сове собрание, содержавшее, в
частности, полотна Боттичелли, Тициана, Рафаэля.
От другого коллекционера, Питера Уайденера,
галерея получила в дар работы Ренуара и Мане.
После смерти Уайденера его сын Джозеф передал
Национальной галерее все собрание произведений
искусства, оставшееся от отца. 393 работы
итальянских живописцев и скульпторов подарили
галерее братья Кресс. Одними из первых
откликнулись они на призыв Меллона помочь
новорожденному музею встать на ноги. И наконец,
замечательную коллекцию, включающую в себя более
20 000 рисунков и гравюр, а также картины выдающихся
мастеров XIX и XX веков пожертвовал галерее Честер
Дейл.
По
материалам "Художественная галерея.
Кассат", №86, 2006 г.
Сайт в
Интернет