Палаццо
Веккьо, Флоренция
Здесь, в бывшей резиденции
герцогской фамилии Медичи, находятся лучшие
фрески, созданные Бронзино.
Работы Бронзино есть во многих
музеях мира, однако наиболее полное
представление о творчестве художника можно
получить только в его родном городе, Флоренции.
Флорентийская галерея Уффици располагает самым
большим собранием работ знаменитого мастера, еще
несколько картин хранится в Палаццо Питти. Во
многих церквях остались фрески, созданные его
рукой. Но знакомство с Бронзино (да и с Флоренцией
тоже) будет неполным без посещения Палаццо
Веккьо, одной из резиденций Медичи, высоких
покровителей художника.
Внешний вид Палаццо Веккьо.
Палаццо
Веккьо - знаменитейшее здание Флоренции.
Строительство его началось в 1299 году и, как
полагают, велось под руководством Арнольфо ди
Камбио, создателя флорентийского Кафедрального
собора, заложенного несколькими годами ранее.
Сначала Палаццо Веккьо называли Палаццо ден
Приори, поскольку в нем собирались приоры (главы
купеческих и ремесленных гильдий, обладавшие в
те времена огромной политической силой и
влиянием). Очень скоро дворец превратился в
административный центр Флоренции, и, чтобы
подчеркнуть его значение, перед ним разбили
площадь, названную Пьяцца делла Синьория.
Палацца деи
приори было возведено в небывало короткие сроки -
всего за три года. Через сто с небольшим лет эта
спешка начала сказываться. В середине XV века
потребовалось укрепить башню и стены
внутреннего двора, которые постоянно грозили
обрушиться. В это время дворец получил новое имя -
Палаццо делла Синьория (слово "синьория" в
переводе с итальянского означает "власть").
Салон Чинквеченто, созданный в 1495 году
В 1540-х годах,
когда дворец превратился в официальную
резиденцию герцога Медичи, его вновь
переименовали. На сей раз - в Палаццо Дукале
(Дворец Герцога). Но в 1550 году супруга герцога
приобрела новую резиденцию - Палаццо Питти.
Бывший дворец герцога начали использовать как
административное здание и наконец-то дали ему то
название, под которым он известен в наши дни, -
Палаццо Веккьо (что означает - Старый Дворец).
Впрочем, официально Палаццо Веккьо до сих пор
именуется Палаццо делла Синьория. Сейчас во
дворце находится ратуша и - одновременно - музей.
В первые
триста лет своего существования Палаццо Веккьо
много раз перестраивался и расширялся. Внешне
дворец не особенно изменился с тех давних пор,
когда политическая ситуация во Флоренции была
взрывоопасной, а приоры желали спокойствия и
уверенности в завтрашнем дне, - он остается
грозной крепостью с рядами бойниц. Но внутреннее
убранство дворца претерпело в XVI веке серьезные
изменения. Над интерьерами Палаццо Веккьо,
восхищающими своей красотой многие поколения
посетителей, трудились лучшие художники того
времени. Увы, судьба сыграла злую шутку, и работ
ярчайших мастеров эпохи Возрождения мы здесь не
найдем - хотя они и должны были быть.
Росписи Бронзино в капелле Элеоноры Толедской.
Две огромные
фрески с изображением батальных сцен были
заказаны Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Леонардо да Винчи, выполняя заказ, пытался
экспериментировать с новой техникой, но
эксперимент провалился - краски, наложенные на
сухой грунт, начали осыпаться, - и художник в 1506
году бросил работу. Что касается Микеланджело, то
он успел сделать лишь полномасштабный рисунок
будущей фрески и спешно покинул Флоренцию,
отправившись в Рим, куда его призвал папа Юлий II.
Дворец остался без произведений великих
художников. Ныне посетители Палаццо Веккьо видят
на этих стенах фрески Джорджо Вазари и его
учеников.
Картина "Персей и Андромеда" (1572),
написанная
Джорджо Вазари маслом на сланцевой доске.
В наши дни
Вазари знаменит своим трудом "Жизнеописания
выдающихся художников", но при жизни он был
известен как плодовитый живописец и архитектор.
В 1555-1572 годах именно он возглавлял работы по
капитальной реконструкции и украшению Палаццо
Веккьо. Не обладая талантом Бронзино, Вазари имел
прекрасные организаторские способности и
большой штат помощников, вместе с которыми он и
выполнил настенные и потолочные росписи в
Палаццо Веккьо. Этот заказ был настолько
престижным, что некоторое время не Бронзино, а
Вазари считался первым художником при дворе
Медичи. Фрески самого Бронзино представлены в
Палаццо Веккьо, главным образом, в капелле
Элеоноры Толедской. Здесь можно увидеть и его
знаменитое "Снятие с креста", и цикл работ на
сюжеты из жизни ветхозаветного пророка Моисея.
ЛОДЖИЯ
ДЕИ ЛАНЦИ
Бронзовая статуя "Персей с головой Медузы"
(1545-1554)
работы Бенвенуто Челлини.
К Палаццо
Веккьо примыкает так называемая Лоджия деи
Ланци, построенная в 1376-1382 годах. Это большой,
открытый с трех сторон зал с колоннадой. В
старину здесь проводились официальные церемонии
- провозглашались указы, заключались торговые
договоры, имевшие большое значение для Флоренции
и т.п. Вначале эта постройка носила название
Лоджия деи Приори или Лоджия делла Синьория. Свое
нынешнее название - Лоджия деи Ланци - она
получила в XVI веке в честь ланци (так называли
уланов, охранявших вход во дворец). Сейчас Лоджия
деи Ланци превращена в музей скульптуры. Здесь
(помимо прочих работ) хранятся три шедевра
итальянской скульптуры XVI столетия - бронзовая
статуя работы Бенвенуто Челлини и две мраморные
статути работы Джованни да Болонья, выходца из
Нидерландов, с 1553 года жившего и работавшего во
Флоренции.
По
материалам "Художественная галерея.
Бронзино", №82, 2006 г.