Галерея
Академии, Венеция
Эта галерея была основана в XVIII
веке, и теперь в ней хранится лучшее в мире
собрание работ венецианских художников.
На долю Беллини выпала долгая и плодотворная
жизнь. До нас дошло около трехсот его работ – не
считая тех, что вышли из его мастерской и
написаны им в соавторстве с кем-либо из его
учеников. Почти в каждой большой картинной
галерее есть хотя бы одна картина, принадлежащая
кисти Джованни Беллини. Довольно полно
творчество художника представлено, например, в
лондонской Национальной галерее. Но самым
большим собранием работ Беллини располагает
музей Академии, находящийся в Венеции.
Комплекс, в котором размещается галерея
Академии.
Этот музей получил
свое название в честь венецианской Академии
изящных искусств, основанной в 1750 году по почину
известного художника Джованни Баттисты
Пьяцетты. В 1756 году Академия получила статус
государственного учреждения. Тогда же был избран
ее первый президент, выдающийся венецианский
художник того времени Джованни Баттиста Тьеполо.
Академия располагалась тогда в
непрезентабельном здании бывшего мучного склада
и не играла заметной роли в культурной жизни
города. Важные перемены в ее жизни произошли лишь
полвека спустя, в эпоху наполеоновских войн.
Наполеон вторгся в Италию в 1796 году, и уже через
год Венеция пала к его ногам. С 1805 по 1814 год город
оставался под властью Наполеона, а позже перешел
под контроль Австрии. Наполеон очень
интересовался живописью и высоко ценил
пропагандистские возможности этого вида
искусств. В качестве трофеев он вывез во Францию
бесчисленное множество произведений искусства.
В одной популярной песенке того времени пелось:
«Рим – уже не Рим, весь Рим теперь в Париже».
Венеции тоже пришлось расстаться со многими
творениями своих мастеров, в числе которых были
такие шедевры, как алтарный образ церкви
Сан-Дзаккария «Мадонна со святыми» (1505) работы
Беллини и «Успение Богородицы» (1516-1518) кисти
Тициана.
Один из залов галереи Академии
Установление
наполеоновского режима ознаменовалось
серьезными административными реформами в
захваченных областях. Реформы эти коснулись, в
частности, и сферы культуры. По всей Италии
закрывались церкви и монастыри. Работам великих
художников, которые хранились в них, нужно было
искать новое пристанище. Все это привело к
основанию новой художественной галереи при
Академии изящных искусств, под которую отвели
целый комплекс зданий, построенных в эпоху
Возрождения, включая церковь и монастырь
Санта-Мария делла Карита. Этот комплекс
расположен на набережной Большого канала.
Перестройкой зданий, предназначенных для
размещения новой художественной галереи
Академии, занимался один из лучших венецианских
архитекторов Джованни Антонио Сельва (1751-1819). В
небольшой части помещений обосновались учебные
кафедры Академии (они остаются здесь и по сей
день), другую часть переоборудовали под
художественную галерею. Несмотря на радикальную
перепланировку, Сельва сумел сохранить внешний
вид старинных зданий. Не покусился он и на
старинные фрески, украшающие стены Академии,
среди которых выделяется работа Тициана
«Введение Богородицы во храм».
"Чудо св. Марка", ранняя работа Тинторетто
(1518-1594)
из собрания музея Академии
Художественная
галерея Академии открылась для посещения в 1809
году, а спустя еще пять лет, после падения
Наполеона, сюда были возвращены картины,
находившиеся в «парижском плену». Галерея,
словно магнит, притягивала к себе все новые и
новые работы венецианских художников. Их
приобретали на аукционах, передавали в дар и даже
получали в виде военных репараций (так произошло
после окончания Первой мировой войны, когда в
Италию вернулись культурные ценности из
побежденной Австрии).
"Тщетность", одна из четырех небольших
аллегорий кисти Беллини, хранящихся в музее
Академии
Галерея Академии по
праву гордится своим собранием картин мастеров
эпохи Возрождения. В экспозиции музея находится
около двадцати работ самого Джованни Беллини, а
также картины его брата Джентиле и отца, Якопо
Беллини. Творчество художников-венецианцев
представлено в музее гораздо полнее, чем работы
других итальянских живописцев. Но при этом здесь
можно найти и картины «иногородних» мастеров,
каковыми были Андреа Мантенья и Пьеро делла
Франческа.
ДРУГИЕ СОБРАНИЯ РАБОТ БЕЛЛИНИ
Картина Беллини "Дож Ореоло и Феличита
Малипьеро"
из собрания музея Коррер.
Работы Беллини
представлены во многих венецианских культурных
центрах. Одним из лучших собраний работ
художника располагает, в частности, музей Коррер,
расположенный на площади Сан-Марко. Этот музей
посвящен истории и искусству Венеции. Несколько
превосходных работ Беллини можно найти также в
музее Ка д’Оро (в переводе с итальянского –
«Золотой Дом»). Этот музей располагается в
готическом дворце XV века на набережной Большого
канала. Здание было подарено городу в 1915 году
бароном Джорджо Франкетти, а «Золотым Домом»
музей называется потому, что самый первый
владелец этого дворца покрыл большую часть его
фасада позолотой. Некоторые работы Беллини
хранятся во Дворце дожей.
Ка д'Оро, одно из самых красивых венецианских
зданий
По
материалам "Художественная галерея.
Беллини", №74, 2006 г.