Музей
Веллингтона, Лондон
Этот музей располагается в
особняке знаменитого полководца Артура Уэлсли,
Первого герцога Веллингтона. Кроме многих побед
на поле брани, герцог прославился своей
страстной любовью к голландской живописи XVII
столетия.
Полотна Яна
Стена можно встретить практически в любом
крупном музее Европы (в частности, очень неплохой
коллекцией его работ располагает Эрмитаж). Но
сегодня мы будем говорить о музее, владеющем
всего лишь четырьмя картинами мастера. Четыре
картины - не так уж много для такого плодовитого
художника, как Стен, но каждая из этих картин
является подлинным шедевром. Речь идет о
лондонском музее Веллингтона, названном так в
честь легендарного английского полководца
Артура Уэлсли, Первого герцога Веллингтона
(1769-1852).
Фасад Эпсли-Хауса, лондонского особняка
герцога Веллингтона.
Славу
герцогу принесло участие в наполеоновских
войнах. В битве при Ватерлоо он командовал
англо-голландской союзной армией, принявшей на
себя главный удар французских войск. За свои
боевые заслуги герцог Веллингтон был осыпан
наградами. Во многом благодаря этим наградам он
смог купить в 1816 году прекрасный особняк в
Лондоне, так называемый "Эпсли-Хаус",
прежним владельцем которого был барон Эпсли.
Выстроенный в 1771-1778 годах, Эпсли-Хаус был в то
время одним из самых приметных зданий столицы
Великобритании. Его легко мог увидеть любой
путник, въезжавший в Лондон с запада, и потому он
получил неофициальное прозвище "Лондонский
дом №1".
Изначально
дом был сложен из кирпича, однако в 1828-1829 годах
его, по приказанию герцога Веллингтона,
облицевали камнем. В это же время была
произведена реконструкция и перепланировка
здания. К дому пристроили новое западное крыло и
портик над парадным подъездом. Внутри
Эпсли-Хауса появилась величественная галерея
Ватерлоо, где проводились ежегодные банкеты в
память о победе над Наполеоном, в которой хозяин
дома принимал самое непосредственное участие.
Интерьер галереи Ватерлоо.
Первый
герцог Веллингтон умер в 1852 году, а уже год спустя
его наследник, Второй герцог Веллингтон, открыл
Эпсли-Хаус для публики. Посетители могли
приходить сюда три дня в неделю - правда, только
по письменному приглашению Второго герцога
Веллингтона.
Так
продолжалось до 1947 года, когда Седьмой герцог
Веллингтон передал дом и большую часть
коллекции, собранной его семьей, в дар народу
Великобритании, после чего особняк стал филиалом
музея Виктории и Альберта. В 1976 году была
проведена реставрация музея, в ходе которой
зданию постарались вернуть тот вид, которое оно
имело при жизни Первого герцога Веллингтона.
Сделать это помогли подробные акварельные
зарисовки фасада и интерьеров Эпсли-Хауса,
сделанные в 1850-х годах.
"Продавец воды в Севилье" - одна из трех
картин Веласкеса, хранящихся в музее Веллингтона.
В экспозиции
музея представлены боевые мундиры, шпаги, ордена
и трофеи славного полководца. Кстати, лучшие из
тех двухсот картин, что хранятся здесь, тоже
являются трофеями. Некогда они принадлежали
королю Испании. В 1808 году, когда Франция
захватила Испанию, а на испанский трон взошел
брат Наполеона Бонапарта, Жозеф Бонапарт, эти
полотна "бесследно" пропали из королевского
дворца. Когда в 1813 году Веллингтон разбил армию
Жозефа Бонапарта, они перешли к нему в качестве
трофея. После того, как законный испанский король
Фердинанд VII был восстановлен в своих правах,
Веллингтон не стал умалчивать о том, что получил
в качестве трофея его картины, а попытался
вернуть ему его достояние. Но король попросил
герцога принять эти полотна в дар - в знак
благодарности за участие в освободительной
войне Испании против Наполеона. В итоге
Веллингтон оказался обладателем великолепной
коллекции живописи, в частности - трех работ
Диего Веласкеса.
"Свадьба" кисти Яна Стена из собрания
музея Веллингтона
Голландскую
живопись герцог Веллингтон собирал сам. В то
время "старые голландцы" были в большой моде
среди английских аристократов. Знаменитому
полководцу удалось составить очень
представительную коллекцию, в которую вошли
полотна Питера де Хооха, Каспара Нетсхера и,
конечно же, Яна Стена. Надо думать, что
большинство из этих картин принадлежало когда-то
французским аристократам, гильотинированным
после Французской революции. По крайней мере,
четыре работы Стена, экспонирующиеся сейчас в
музее Веллингтона, герцог купил именно на
"гильотинных аукционах" - то есть на
аукционах 1817-1818 годов, где выставлялись на
продажу произведения искусства, реквизированные
в кровавые 1790-е годы у представителей
французской знати.
ЗАГОРОДНЫЙ
ДОМ
Стратфилд Сэй, графство Хемпшир
Эпсли-Хаус -
не единственное здание, хранящее память о
герцоге Веллингтоне. После победы при Ватерлоо в
1815 году герцог был провозглашен "спасителем
Европы", и парламент Великобритании выделил
национальному герою крупную сумму денег - с тем,
чтобы он мог приобрести любое загородное
поместье. Выбор герцога пал на Стрэтфилд Сэй в
Хемпшире, в сорока милях к западу от Лондона. Это
поместье он купил в 1817 году. Нельзя сказать, чтобы
оно чем-нибудь отличалось от стандартной
английской усадьбы. Но планы герцога Веллингтона
были грандиозны - он хотел построить здесь
величественный "дворец Ватерлоо". Правда, из
этой затеи ничего не вышло, и полководец
ограничился лишь расширением и реконструкцией
старого здешнего особняка, построенного еще в
середине XVII столетия. Этот дом по-прежнему
остается в собственности потомков герцога, хотя
публику сюда допускают. Здесь хранятся многие
личные вещи герцога Веллингтона, а в саду возле
дома можно увидеть могилу его любимого жеребца
по кличке Копенгаген.
Могила Копенгагена, любимого жеребца герцога
Веллингтона.
По
материалам "Художественная галерея. Стен",
№95, 2006 г.