Собрание
Уоллес, Лондон
Расположенное в элегантном
лондонском особняке, собрание Уоллес является
одним из лучших музеев Великобритании. В
частности, здесь находится великолепная
коллекция французской живописи XVIII столетия.
Чтобы
увидеть лучшие картины художника, необходимо
побывать на его родине. Это утверждение кажется
бесспорным, но в случае с Буше все не совсем так.
Разумеется, Лувр владеет несколькими его
прекрасными работами, есть они и в других
французских музеях. Но не будем забывать о том,
что после революции 1789 года французская публика
не просто "перестала интересоваться"
творчеством мастера, но даже выказывала
отвращение к нему. А когда опьянение
"свободой" и "новыми ценностями"
прошло, оказалось, что картины Буше разошлись по
всему миру. И теперь получить наиболее полное
представление о художнике можно в стокгольмской
Национальной галерее и - лондонском Собрании
Уоллес.
Хертфорд-хаус, где расположено Собрание Уоллес.
Этот музей
находится всего лишь в нескольких минутах ходьбы
от шумной Оксфорд-стрит, на маленькой,
удивительно камерной площади. С содержанием
музея (а здесь хранятся подлинные сокровища
живописи) в полной мере гармонирует и его форма.
Он располагается в георгианском особняке,
построенном в 1776 году для Четвертого герцога
Манчестерского. Герцога привлекла
непринужденная красота этой местности и - что
сегодня звучит, конечно же, странно - обилие уток
на местных прудах (он был страстным охотником).
В 1788 году
герцог Манчестерский скончался, и в здании
разместилось посольство Испании, которое
занимало дом до конца следующего десятилетия,
пока особняк не приобрел Второй маркиз Хертфорд.
Это случилось в 1797 году. Маркиз решил сделать
этот дом своей "главной лондонской
резиденцией" и назвал его
"Хертфорд-хаусом". После смерти маркиза,
однако, его наследники не слишком-то часто
наведывались в эту "резиденцию". А когда
умерла вдова маркиза Хертфорда (в 1834 году), дом
вновь перешел к посольству - на сей раз, к
французскому. Только в 1850 году особняк
неподалеку от Оксфорд-стрит начал постепенно
становиться музеем. Хертфорды решили
использовать его для хранения произведений
искусства, находящихся во владении семьи. Нужно
сказать, что к этому времени маркизы владели
весьма представительной коллекцией живописи и
предметов декоративно- прикладного искусства. Ее
фундамент заложил Френсис Сеймур (1719-1794), Первый
маркиз Хертфорд. О том, что он обладал весьма
тонким художественным вкусом, говорит хотя бы то,
что в его собрании было шесть картин Каналетто.
Интерьер музея
Второй
маркиз Хертфорд (1743-1822) также питал самый
пламенный интерес к искусству - в особенности к
севрскому фарфору и британской портретной школе.
Но первым настоящим коллекционером стал Третий
маркиз Хертфорд (1777-1842). Приобретение
произведений искусства было для него не просто
увлечением, но стилем жизни. В отличие от своих
деда и отца, он отдавал предпочтение голландской
живописи.
Впрочем,
главными героями нашего рассказа должны быть все
же не они, а Четвертый маркиз Хертфорд (1800-1870) и
его незаконнорожденный сын сэр Ричард Уоллес
(1818-1890), которого маркиз объявил своим
наследником. Оба они, проведя большую часть жизни
во Франции, сумели собрать поистине грандиозную
коллекцию полотен французских художников XVIII
столетия. Коллекция была столь велика, что в 1872
году к Хертфорд-хаусу пришлось сделать
пристройку - специально для хранения картин.
Хранящаяся в музее картина Буше "Похищение
Европы"
(ок. 1734).
Перед
смертью Ричард Уоллес решил завещать все свое
собрание Великобритании, и леди Уоллес (до
замужества - простая парижская продавщица) в
точности исполнила последнюю волю своего
супруга. Уже в 1900 году, то есть всего спустя три
года после смерти леди Уоллес, двери музея
открылись для первых посетителей. В завещании
сэра Уоллеса есть любопытные моменты: в
частности, музею не разрешено продавать или
передавать во временное пользование ни один из
музейных экспонатов; кроме того, музей не имеет
права что-либо приобретать или получать в дар.
Словом, сэр Уоллес позаботился о том, чтобы его
собрание вечно оставалось таким, каким оно было
когда-то оставлено нации.
Знаменитое полотно Тициана "Персей и
Андромеда" (1554-56) тоже находится в собрании
Уоллес.
Тем не менее,
Собрание Уоллес - это не мавзолей. Музей живет
весьма активной жизнью. В его помещении
устраиваются выставки, концерты, лекции,
творческие вечера, организуются классы живописи.
Не так давно был перестроен внутренний двор
Хертфорд- хауса, и теперь в нем располагается
скульптурная галерея. Удалось расширить и само
помещение музея, в результате чего появилось
место для библиотеки, лекционного зала и отдела
акварелей.
ЧЕТВЕРТЫЙ
МАРКИЗ ХЕРТФОРД (1800-1870)
Четвертый маркиз Хертфорд завещал собранную
им коллекцию своему незаконнорожденному сыну
Ричарду Уоллесу.
Именно
Ричард Сеймур-Конвей, Четвертый маркиз Хертфорд,
приобрел изрядную долю тех картин, что ныне
составляют славу Собрания Уоллес. Родители
будущего коллекционера жили порознь, и свое
детство он провел с матерью в Париже. Некоторое
время (с 1819 по 1826 год) маркиз служил в армии, а
затем вышел в отставку и большую часть жизни
провел, предаваясь приятным досугам (одним из
коих было собирание произведений искусства).
Пожалуй, он даже и не видел всех тех картин,
которые его агенты, хорошо знавшие вкус
заказчика, покупали и переправляли в его
лондонский дом. Сам маркиз жил затворником, время
от времени переезжая из одного своего
французского поместья в другое. От отца
Четвертый маркиз Хертфорд унаследовал любовь ко
французской живописи XVIII столетия. Первые работы
Франсуа Буше он купил в 1843 году (это были
"Похищение Европы" и "Меркурий и
Бахус"), а впоследствии его коллекция
пополнилась еще несколькими полотнами
"первого живописца короля". Все они
представлены сейчас в экспозиции Собрания
Уоллес.
По
материалам "Художественная галерея. Буше",
№94, 2006 г.