Йельский
центр британского искусства, Нью-Хейвен
Этот музей появился благодаря
щедрости американского англофила Пола Меллона,
для которого Стаббс был воплощением его любимой
"Старой Британии".
Большая часть работ Стаббса
находится в Англии. За ее пределами самой большой
коллекцией картин этого прекрасного анималиста
располагает Йельский центр британского
искусства, который находится в Нью-Хейвене (штат
Коннектикут).
Так выглядит Йельский центр британского
искусства снаружи...
Музей этот,
открытый в апреле 1977 года и являющийся частью
Йельского университета, может похвалиться
лучшим собранием произведений английских
мастеров на всем Атлантическом побережье США.
Подарил эту
прекрасную коллекцию университету один из его
бывших выпускников, Пол Меллон. Он родился в 1907
году в семье известного американского банкира и
филантропа Эндрю Меллона и его жены-англичанки.
Сам Пол Меллон с ранних лет часто посещал Англию
и всем сердцем полюбил эту страну - родину его
матери. Впоследствии он вспоминал: "В
последние годы перед началом Первой мировой
войны Англия поражала своим спокойствием, своей
величественной, словно застывшей атмосферой. Эта
страна была яркой, как детские воспоминания, и
даже пахла детством".
... А так внутри.
Закончив в 1929
году Йельский университет, Меллон решил
продолжить свое образование в Кембридже. Здесь
он увлекся традиционными для английских
аристократов видами спорта - охотой на лис и
скачками. В 1989 году Меллон вспоминал: "Охотой
на лис я увлекся еще в 1930-е годы, когда учился в
Кембридже. Интересуясь ею и имея собственную
ферму, я, разумеется, не мог не заняться и
разведением лошадей. В свою очередь, разведение
лошадей неизбежно привело меня на скачки. Вот так
всегда в жизни - одно цепляется за другое".
Тяга к
коллекционированию появилась у Меллона тоже в
Англии. Еще будучи студентом, он начал собирать
иллюстрированные книги, посвященные охоте и
скачкам. Вскоре, в 1936 году, он приобрел первую
картину (вероятно, еще не думая о том, что
закладывает фундамент огромного собрания). Это
было полотно Стаббса "Жеребец Пампкин с
грумом". Оно обошлось Меллону в 5000 фунтов
стерлингов. "Когда мы с женой, - рассказывал
коллекционер, - впервые увидели эту картину с
великолепной лошадью и молодым пареньком в
вишневом жакете на фоне прекрасного английского
пейзажа, она очаровала нас. Я купил это полотно
немедленно, не торгуясь, и с этого момента меня
уже нельзя было остановить. Охота за картинами
превратилась для меня в новый вид спорта -
пожалуй, даже более увлекательный, чем охота на
лис".
Картина "Темза - Ноктюрн в синем и серебряном"
(1872-78) кисти Дж.Уистлера тоже находится в
коллекции Центра.
Со временем
Меллону удалось стать владельцем 15 известных
картин Стаббса, не считая множества его рисунков
и гравюр. Консультантом Меллона был Бэзил Тейлор,
преподаватель Королевского колледжа искусств и
автор нескольких работ о творчестве Стаббса.
Коллекция
стремительно росла. Когда в 1963 году Меллон
впервые решил показать ее зрителям, оказалось,
что она насчитывает свыше 400 работ британских
художников. В 1966 году Меллон объявил о своем
намерении передать свое собрание Йельскому
университету. "Я собирал картины потому, что
любил их, а теперь мне захотелось, чтобы их
увидели и полюбили и другие люди, - объяснял он
позже свое решение. - Именно поэтому мне и пришла
в голову мысль о создании Центра британского
искусства в Йеле. Уже тогда я точно знал, что
второй такой коллекции картин нет во всей
Америке, ведь здесь чаще всего собирают большие
парадные портреты, как это делал, например, мой
собственный отец".
"Фаэтон с парой пони в упряжке и мальчиком-грумом"
(1780-85) кисти Стаббса.
Меллон хотел,
чтобы его собрание разместилось в интерьере,
который напоминал бы интерьер английского
загородного особняка. В итоге Луис Кан, взявшийся
за проектирование Центра, остановил свой выбор
на светлых дубовых панелях и разноцветной
шелковой обивке для стен. Чтобы картины можно
было рассматривать при естественном освещении
(света, поступающего через окна, оказывалось
недостаточно), архитектор сделал большие окна в
потолке. Как и в любом английском особняке, в
музее есть большой зал, где выставлены парадные
портреты в полный рост. Есть и традиционный
маленький кабинет, стены которого плотно
завешаны небольшими картинами. Подобные
ухищрения позволили сделать интерьер Центра
действительно похожим на интерьер английского
загородного особняка XVIII века.
В 1998 году в
музее сделали ремонт. Были заменены ковры и
драпировка стен, однако это никак не повлияло на
общую атмосферу Центра, которую стремился
создать Меллон.
ЛУИС КАН
Луис Кан
(1901-1974) родился в Эстонии. Его родители
эмигрировали в США, когда будущему архитектору
был всего год. В Америке Кан получил неплохое
образование, но первые шаги на архитектурном
поприще давались ему трудно. Признание пришло к
нему лишь в 1950-е годы. Любопытный факт: первым
большим проектом архитектора стало здание
Йельской художественной галереи (1951-1953),
расположенное в нескольких шагах от Центра
Меллона. Строительство самого Центра началось в
1969 году. Закончено здание было лишь в 1977 году, уже
после смерти архитектора.
Художественный музей Кимбелла в Форт Уэрте,
Техас.
В 1960-70-е годы
по проектам Кана построили довольно много
зданий, имеющих самое непосредственное
отношение к искусству. Среди них - Театр в Форт
Уэйне (1965-1974), Академическая библиотека в
Нью-Хемпшире (1967-1972) и Художественный музей
Кимбелла в Форт Уэрте (1967-1972). Работал архитектор
и за рубежом. По его проектам сооружены здания
Индийского института управления в Ахмабаде
(1962-1974) и Парламента Бангладеш в Дакке (1962-1983). Кан,
к слову, не раз жалел о том, что взялся за
последний заказ, поскольку в процессе работы над
ним возникло множество неувязок, поставивших
фирму архитектора на грань разорения.
По
материалам "Художественная галерея.
Стаббс", №83, 2006 г.