Этот
шедевр Тулуз-Лотрека демонстрирует тонкую
наблюдательность художника и его склонность к
заостренности, почти карикатурности образов. В
нем он впервые обращается к теме ночной жизни
большого города. Доски
пола как бы ведут взгляд зрителя от фигур
переднего плана к персонажам, заполняющим задний
план и наблюдающим за тем, как танцор Валентин (по
прозвищу "Бескостный") обучает начинающую
танцовщицу. Эти зрители вытянуты по полотну
наподобие фриза.
Оставляя промежуток на
переднем плане картины, Тулуз-Лотрек делает
зрителя участником происходящего, вводя его в
пространство полотна. Крайняя слева фигура
мужчины частично срезана границей холста - этим
усиливается ощущение того, что перед нами
выхваченная из гущи жизни сценка и что действие,
развернувшееся перед нашими глазами,
продолжается и за пределами картины.
Воссоздаем работу
Тулуз-Лотрека
1. НАБРОСОК ФИГУР
Приступая к работе над этим
фрагментом картины, наш художник сосредоточил
свое внимание на танцовщице и стоящих вокруг нее
зрителях. Прежде всего, он наметил карандашом
контуры фигур, а затем принялся накладывать
фоновые цвета и "уточнять" стоящие на заднем
плане фигуры. Светлые коричневые тона написаны
смесью желтой охры, жженой умбры и титановых
белил; красновато-коричневый пиджак и шляпа -
жженой сиеной и винзорской красной краской;
темные коричневые тона (самые темные из них
кажутся черными) - смесью жженой умбры и черной
краски. Помимо этих красок, там, где это было
необходимо, добавлены синий индиго,
изумрудно-зеленая краска и желтый кадмий.
2. ФОН
Далее наш художник занялся
фоном, на котором расположены фигуры зрителей.
Желто-зеленая панель написана изумрудно-зеленой
краской, черной краской и жженой умброй,
подкрашенными сверху и осветленными
лимонно-желтой краской и белилами; пестрый
участок над панелью - изумрудно-зеленой краской и
синим индиго, с добавлением жженой сиены, черной
краски, винзорской красной краски и желтого
кадмия; одежды зрителей - тем же набором красок с
добавлением жестких мазков черной краски там,
где обозначены складки одежды; телесные тона -
желтой охрой, жженой сиеной и белилами (с
добавлением жженой умбры на темных участках).
Написанные желтой краской чулки сверху были
покрыты слоем винзорской красной краски.
3. ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ
Затем наш художник написал
участок пола (обратите внимание на вертикальные
штрихи, имитирующие фактуру досок пола). За
основу был взят бирюзовый цвет, полученный из
смеси изумрудно-зеленой краски и синего индиго.
При этом сверху наш художник покрыл его - в целях
создания контрастного оранжевого цвета -
винзорской красной краской и желтым кадмием, а на
темных участках - синим индиго, жженой умброй и
черной краской. Ботинки танцовщицы (и часть ноги
ее партнера) написаны винзорской красной краской
и жженой сиеной, а затем затемнены жженой умброй
и черной краской.
4. ТАНЦОВЩИЦА
Занявшись фигурой главной
героини этого сюжета, наш художник обозначил
черные складки на ее платье. Их он периодически
восстанавливал - по мере наложения других цветов.
Для воссоздания ровного коричневого цвета,
помимо жженой сиены, желтой охры и белил, он
использовал и сырую умбру. Нижняя юбка написана
желтой охрой и жженой сиеной (покрытыми сверху
белилами); телесные тона - желтой охрой, жженой
сиеной и белилами (краска была наложена в
несколько слоев, а затем растерта пальцами для
создания пятнистого эффекта); волосы танцовщицы -
жженой сиеной (также наложенной в несколько
слоев), с осветлением желтой охрой и несколькими
мазками жженой умбры.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ
Наиболее примечательным
действием на этой стадии было нанесение в
области пола и панели на заднем плане слоя
разведенной жженой умбры; это позволило нашему
художнику имитировать имеющуюся на подлиннике
патину. Затем он аккуратно поправил воссозданную
сцену, внимательно пройдя по всему холсту.
Необходимость такого "дубля" вызвана
обилием деталей, содержащихся в этом фрагменте.
ДЕТАЛЬ
Иллюзия пространства,
отделяющего танцоров от стоящих позади них
зрителей, достигается не только за счет
уменьшения масштаба удаленных фигур. С
продвижением в глубину меняется общая цветовая
гамма картины. Тона становятся светлее, а
очертания фигур начинают размываться.
ПАЛИТРА ХУДОЖНИКА
Номера соответствуют стадиям работы,
описанным выше.
Колоритные
персонажи
|
1.
"Пенящиеся" юбки
Несколькими быстрыми мазками художник сумел
изобразить развевающиеся юбки танцовщицы. Чуть
сзади видны кружевные юбки и обтянутые черными
чулками ноги другой танцовщицы. |
|
2.
Портреты и карикатуры
Лица людей, составляющих фриз заднего плана,
представляют собой точные портреты,
чередующиеся с карикатурами. Рядом с
реалистическим изображенным усатым посетителем
кабаре можно рассмотреть женщину с
карикатурными чертами Джейн Авриль и нелепую
фигуру в котелке со стилизованным лицом скелета. |
|
3.
Садовый аттракцион
Кабаре "Мулен Руж" привлекало
посетителей не только феерическими
представлениями, но и своими аттракционами.
Одним из них был сад, освещенный газовыми и (что
было еще совсем в новинку) электрическими
фонарями. Этот сад обрамляет верхний край
полотна. |
|
4.
"Гуттаперчевые" ноги
Ноги Валентина по прозвищу "Бескостный"
немыслимо изгибаются внизу, словно на самом деле
лишены костей.
|
|
5.
Кто она?
Кто эта элегантная женщина с опущенными
глазами? Непосвященному трудно ответить на этот
вопрос, но не завсегдатаю Монмартра - тот
безошибочно опознает ее как проститутку. Об этом
недвусмысленно говорит наполовину спрятанная
позади нее фигура женщины в бесформенном платье.
Во времена Лотрека проститутки, как правило,
выходили "на работу" в сопровождении
непривлекательной компаньонки. |
|
6.
Красные пятна
На общем пестром фоне ярко проступают
пылающие красные пятна образующие диагональ - от
рыжеволосого персонажа на заднем плане через
красные чулки танцовщицы к стоящей на переднем
плане женщине в розовом платье. |
|
7.
Контрастные цвета
Театральное освещение танцевального зала
художник эффектно подчеркивает с помощью
зеленых теней. Треугольный участок между двумя
женскими фигурами освещен особенно ярко, и здесь
плотные зеленые тени максимально контрастируют
с красным и розовым. |
|
8.
Текучий штрих
Эта деталь позволяет по достоинству оценить
"каллиграфичность" письма Тулуз- Лотрека.
Краска нанесена настолько тонко, что кажется,
словно она течет наподобие туши. |
По материалам
"Художественная галерея. Тулуз-Лотрек", №22.
|