Лотрек
работал все более и более плодотворно. Он
увлеченно писал картину за картиной - сцены в
"Элизе-Монмартр", портреты, этюды с
танцовщиц и клоунов. Осенью он написал большую
картину - размер ее метр на два: на арене цирка
Фернандо гарцует наездница, а мсье Луаяль с
хлыстом в руке подгоняет лошадь. В этой картине -
картине мастера, хотя художнику всего двадцать
четыре года! - композиция решена смело и необычно,
здесь Лотрек как будто нашел свою формулу, освоил
"ремесло штукатура".
Порвав окончательно с
натуралистической передачей видимого, с
законами перспективы, а также с открытиями
импрессионизма, Лотрек, взяв от японцев то, что
ему было нужно, по-своему решил пространство и
передачу движения ритмом контурных линий, очень
выразительных и произвольных. Его стиль
определяли цветные валёры, подчиненные
основному тону картины.
Наездница в цирке Фернандо -
молодая женщина из богатой семьи, которая,
влюбившись в своего преподавателя верховой езды,
бросила мужа и, следуя призванию, занялась
вольтижировкой и джигитовкой. Лотрек попросил ее
позировать ему в мастерской. Этюды, которые он
написал с нее, были сделаны на картоне большими
мазками. В этих работах он сочетал технику Ван
Гога с приемом Раффаэлли. Прием состоял в том, что
на листы картона тонким слоем наносилась сильно
разбавленная растворителем краска. Картон
впитывал ее, и она приобретала матовую фактуру
пастели. Смелыми, широкими, раздельными мазками
Лотрек записывал фон. Работая в цвете, он рисовал
кистью, поэтому работы его приобретали острую
характерность, на что не могли претендовать
произведения, решенные более мягко, обычными
методами. Лотрек выработал свой почерк.
По материалам книги
А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц.
И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе
***
По нескольким причинам эта
работа является важной вехой в творчестве
Тулуз-Лотрека. Во-первых, это его первое
обращение к теме цирка, волновавшего художника с
детских лет. Во-вторых, это его первая сложная,
многофигурная композиция, выполненная на
большом полотне. В-третьих, именно в этом
произведении Лотрек решительно отходит от
импрессионистской манеры писать широким плоским
мазком. Некоторая неуверенность исполнения
(художник еще очень молод) с лихвой искупается
живостью изображения.
Цирк Фернандо открылся в 1875
году и очень быстро стал одним из главных
аттракционов Монмартра. В то время это был один
из пяти постоянных парижских цирков (все
остальные являлись передвижными). Позже цирк
получил новое название - "цирк Медрано". Под
этим именем он был увековечен на полотнах ряда
знаменитых художников начала XX века (например,
Пабло Пикассо).
Цветовые
контрасты
|
1. В
верхней части картины изображены двое
мужчин в вечерних костюмах. Они образуют
черно-белое пятно на общем пестром фоне. |
|
2.
Рыжие волосы и бледное лицо наездницы живо
контрастируют с зеленоватым фоном зрительного
зала. |
|
3.
Яркие красно-белые полосы кресел
подчеркивают окружность арены. |
|
4.
Фигуры клоуна и инспектора манежа в черном
фраке четко выделяются на светлом фоне арены. |
По материалам "Художественная
галерея. Тулуз-Лотрек", №22, 2005 г. |
|