Импрессионизм в сети

 

Анри де Тулуз-Лотрек

Эпизоды из жизни:
Слава

Анри де Тулуз-Лотрек: коллекция

Анри де Тулуз-Лотрек в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Анри де Тулуз-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотрек в музеях

Анри де Тулуз-Лотрек: биография

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Поступали все новые заказы. Лотрек работал на картоне и на холсте, не зная передышки. В 1892 году Лотреком было выполнено около тридцати живописных работ. По рекомендации Жуаяна фирма "Буссо и Валадон" попросила его сделать для нее две цветные литографии.

Литография, которая некогда привлекала лучших художников, а потом долгое время находилась в забвении, служа лишь для чисто коммерческих целей и для газетных иллюстраций, постепенно начинала вновь завоевывать свои права как искусство. Друзья Лотрека - Шарль Море, Адольф Альбер и скульптор Карабен - увлекались литографией. Последовав их совету, Лотрек с жаром занялся изучением этого нового для него дела.

Как для плакатов, так и для литографии он делает наброски на картоне. Вскоре его труд увенчается успехом, и в октябре фирма "Буссо и Валадон" выпустит в продажу два изумительных эстампа Лотрека - "Ла Гулю и ее сестра" и "Англичанин в "Мулен Руж" - по двадцать франков за штуку.

Анри де Тулуз-Лотрек "Мулен Руж": Ла Гулю со своей сестрой"
"Мулен Руж": Ла Гулю со своей сестрой". 1892 г.
Цветная литография.
Частная коллекция.

Анри де Тулуз-Лотрек "Флирт (Англичанин господин Уорнер в "Мулен Руж")"
"Флирт (Англичанин господин Уорнер в "Мулен-Руж"). 1892 г.
Цветная литография.
Частная коллекция.

Успех сразу выдвинул Лотрека в первые ряды художников, которые возрождали искусство литографии. Новому своему увлечению Лотрек отдался с такой же страстью, как и плакату. Он принял предложение издателя Андре Марти, который намечал с марта 1893 года периодически выпускать альбом под названием "Оригинальный эстамп". Обе литографии Лотрека были напечатаны в великолепной типографии Эдуара Анкура, помещавшейся на улице Фобур-Сен-Дени, 83. Лотреку очень понравился один из старых литографов Анкура - папаша Котель, который знал все тонкости ремесла и во многом помог художнику. Котель, человек весьма забавный, был знаменит в своей среде главным образом фетровой ермолкой, настолько засаленной, что он любовно смазывал ею литографские камни.

Когда Лотреку поручили сделать литографию для обложки "Оригинального эстампа", он всенародно выразил свою признательность старому рабочему, запечатлев его в рубашке, без пиджака, с пенсне на носу, вращающим колесо своего ручного печатного станка; рядом с ним он изобразил Джейн Авриль - еще одна дань уважения, но уже танцовщице, другу искусства, - она рассматривает оттиск.

Не пришло ли для Лотрека время подумать о большой персональной выставке?

Ему исполнилось двадцать восемь лет, и у него накопилось такое количество произведений - больше трехсот работ маслом, плакаты, литографии, не говоря уже о рисунках, - что другой художник на его месте кичился бы этим. Но Лотрек был настолько поглощен своей работой и своей трагедией, что ему это и в голову не приходило. Он не думал о славе, считая себя любителем, и всегда бывал несколько смущен, когда его хвалили.

Жуаян предоставил ему для выставки свою галерею на бульваре Монмартр. Решили, что персональная выставка Лотрека состоится в начале 1893 года. Однако Лотрек, словно ему необходима была чья-то поддержка, предложил Шарлю Морену разделить с ним эту честь. Лотрек выставил в галерее около тридцати произведений, среди которых были картины, посвященные "Мулен-де-ла-Галетт" и "Мулен-Руж", плакаты и литографии. Выставка - она продлилась два месяца, январь и февраль - была принята весьма благожелательно. Критик Роже Маркс писал в "Рапид": "Давно уже мы не видели такого талантливого художника, как Тулуз-Лотрек, возможно, что его сила заключается в согласованности его дарований - я имею в виду способность художника глубоко анализировать, которая удачно сочетается с точностью выражения. Своей жестокой, беспощадной наблюдательностью он приближается к Гюисмансу, к Беку, ко всем тем, кто умел отобразить во внешнем облике модели ее внутренний мир".

Анри де Тулуз-Лотрек "Интерьер кабаре (Уголок в "Мулен де ла Галетт")"
"Интерьер  кабаре
(Уголок в "Мулен де ла Галетт")".
1892 г.
Холст, масло. 100,5х89 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Анри Тулуз Лотрек "В Мулен Руж"
"В Мулен Руж". 1892 г.
Холст, масло. 123х140,5 см.
Художественный институт, Чикаго.

О картине

Большинство критиков присоединилось к этому мнению. Гюстав Жеффруа, который встречался с Лотреком в ресторане Друана на площаде Гайон на гастрономических ужинах и хорошо знал его, писал в "Жюстис" в номере от 15 февраля 1893 года, что художник "показал себя способным передать характерные черты модели".

Это высказывание очень позабавило Лотрека, и он по любому поводу восклицал: "Да, жизнь! Жизнь! Это характерные черты увеселительного заведения!"

Даже "Тан", газета, не имеющая обыкновения бросать слова на ветер, похвалила художника: "Дорогой наш друг Тулуз-Лотрек, Вы циничны и суровы по отношению к роду человеческому… Вы создаете эпопею падшего общества, обнажая все его язвы. Вы, дорогой наш друг, продувная бестия!"

Лотрек мог быть удовлетворен.

Но по-настоящему его волновало мнение лишь одного человека, а именно Дега, которому он послал "личное приглашение". И вот в один прекрасный вечер, закутавшись в свою крылатку, на выставку пришел Дега. Он подолгу задерживался у каждого произведения, что-то напевал, но не произносил ни слова. Лотрек, волнуясь, ждал, Дега обошел зал и стал спускаться по винтовой лестнице, которая вела в подвал. Еще мгновение - и он исчезнет. Но вдруг он остановился, обернулся: "Да, Лотрек, чувствуется, что вы мастак!" Лотрек расцвел.

(Приводится со слов Жуаяна. Но этот отзыв Дега был отнюдь не таким хвалебным, как показалось Лотреку, Жуаяну и многим другим. В действительности же Дега гораздо выше ценил Морена. Когда один любитель живописи, некий Анри Лоран, поделился с Дега своим намерением купить произведения Лотрека, тот прервал его: "Купите лучше Морена! Лотрек очень талантлив, но он художник своей эпохи: это будет второй Гаварни. На мой взгляд, существуют только два художника - Энгр и Морен". Следуя совету Дега, Анри Лоран вместо Лотрека стал составлять коллекцию произведений Морена. В последующие годы он приобрел их несколько сот, а Дега, приходя к Лорану, каждый раз восхищался Мореном, глядя на "Женщину, которая смеется" и "Женщину в корсете". "Их можно повесить рядом с Рембрандтом, - говорил он, - и они выдержат такое соседство". Да и вообще Дега никогда не питал особо нежных чувств к Лотреку. Этот желчный человек высказывал довольно жесткие суждения о своем младшем собрате. Возможно, он его слегка ревновал или сердился на него, так как Лотрек многое заимствовал у него, и темы произведений Лотрека Дега, вероятно, считал своими. "Мсье носит штаны, которые ему велики", - зло заметил он как-то. В 1916 г. он с отвращением заявил Сильвену Бонриажу по поводу произведений Лотрека: "От всего этого разит сифилисом". Странное высказывание, если вспомнить, что для Дега, как художника, дома терпимости тоже были широким полем наблюдений и он, будучи женоненавистником, наверняка проявил себя там менее "человечным", чем Лотрек.)

У Лотрека было много оснований пребывать в радужном настроении. Его слава росла. Он одновременно выставлялся у "Двадцати" в Брюсселе, на выставке плакатов в городском музее Икселя и в Антверпене во Втором салоне художественного общества. И всюду его встречали хорошо. К нему приходили советоваться молодые иностранные художники, и среди них бельгиец Эфенполь.

Конечно, он нравился не всем. Раффаэлли, например, язвительно заметил ему, что манеру писать на картоне прозрачными мазками Лотрек заимствовал у него и что изобрел эту технику он, Раффаэлли. Родные Лотрека тоже относились к его славе все мрачнее, кроме того, вопреки традиции, по которой каждый участник выставки показывал то, что хотел, в кружке "Вольней" отвергли его картину - "отвратительный", по их определению, портрет женщины, написанный Лотреком в саду Фореста. Ну что ж, больше его в этом кружке не увидят! В ярости он немедленно заявил, что выходит из него, тут же забрал свою картину и на извозчике отвез ее к Ле Барку де Буттвилю, который предложил сделать к ней табличку: "Отвергнута кружком "Вольней". Но Лотрек на это не согласился.

Анри Тулуз Лотрек "Жюстин Диель в саду Фореста"
"Жюстин Диель в саду Фореста". 1890 г.
Картон, масло. 74х58 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Бывали у Лотрека и столкновения с полицией. В конце 1892 года у Ле Барка состоялась очередная выставка, где были представлены Лотрек, Боннар, Вюйар, Морис Дени и Гоген. Ле Барк выставил в витрине картон Лотрека, изображающий двух женщин в постели, о профессии которых легко было догадаться по стриженым волосам, и полицейский комиссар потребовал, чтобы это "безобразие" торговец убрал с витрины. Но все эти мелкие неприятности, в общем-то, мало трогали Лотрека…

О жизнь! Жизнь! Лотрек отдавался ей страстно. Ни часу покоя. Он как блуждающий огонек, как горящий фитиль. Постоянное и умственное перевозбуждение. Ненасытное желание видеть, наслаждаться, жить.

Да, он вел испепеляющий образ жизни! Но делал все как бы играючи. "Когда он успевает работать?" - недоумевали его дружки, с которыми он развлекался. "Когда он успевает развлекаться?" - недоумевали те, кто видел, как он лихорадочно трудится. Лотрек безжалостно эксплуатировал своих друзей. Он заставил Жуаяна сопровождать его в Лондон, а Гибера - в Бордо, где они презрев гостиницу, поселились в публичном доме на улице Пессак. Отныне Лотрек не признает других пансионов. В Париже он вынудил Детома жить с ним то на улице Амбуаз, то на улице Жубер.

Больше, чем когда-либо, Лотрек работал сейчас в домах терпимости, писал проституток в столовой, за игрой в карты, в гостиной, где они, сидя на диване, ждали посетителей.

Но он не замкнулся в этом кругу. Постоянно находя что-то необычное, Лотрек увлекает за собой приятелей. "Пойдем посмотрим на нее…" - мог вдруг предложить он. "На кого?" - "Тише!" - И он с лукавым видом прикладывал палец к губам. Друзья покорно следовали за ним.

Заинтригованные, они брели по каким-то улочкам, а он время от времени оборачивался и, подняв палец, шептал: "Это тайна!" - и давился от смеха. Потом он, с трудом переводя дыхание, поднимался на шестой этаж старого дома на улице Дуэ и останавливался. "Она более знаменита, чем президент республики!" - заявлял он и стучался в дверь мансарды.

Дверь отворялась, и женщина неопределенного возраста, с испитым лицом впускала посетителей в свою трущобу. Кто же она, эта нищенка, которой Лотрек приносил конфеты? Кто эта несчастная, которая зарабатывала себе на жизнь тем, что ходила по террасам кафе на площади Пигаль с обезьяной, танцевавшей под ее гитару? Ла Глю. А кто такая Ла Глю? А Ла Глю - Викторина Меран, бывшая натурщица. Тридцать лет назад она позировала Мане для его "Олимпии".

Иногда Лотрек вел своих приятелей к графу Лантурну де Сен-Жермен, типичному бальзаковскому герою, старому аристократу, который коллекционировал часы XVIII века и показывал их, осторожно вынимая из ваты, а потом так же тщательно укутывал их в нее.

Лотрек повизгивал от удовольствия. Жадное, ненасытное любопытство. Способность всем восхищаться, желание все испытать, взять от жизни как можно больше.

Люблю я развлечения
И ужины с шампанским… -
распевал он во все горло.

Несмотря на то что он много пил - а ведь вино в большом количестве отбивает аппетит, - он по-прежнему любил вкусно поесть. Но теперь его уже не удовлетворяли даже самые изысканные блюда; все приелось, и он выискивал сложные, замысловатые рецепты. Он знал все рестораны Парижа, изучил, какой из них чем славится, обожал готовить сам, находил время придумывать новые кушанья, любил заказывать ужин, подбирать - и с каким вкусом! - вина к каждому блюду. Кухня, как и живопись, - искусство, и Лотрек относился к ней с таким рвением.

Иногда и здесь проявлялась его любовь к озорству. Увидев однажды в "Новом цирке" номер, где негр боксировал с кенгуру, он вбил себе в голову, что обязательно пригласит друзей на жаркое из кенгуру. И пригласил: был подан барашек с острова Уэссан, украшенный коровьим хвостом, с приделанным на животе подобием кармана, в котором лежала мышь. А чтобы гости не пили воды, он напустил в графины золотых рыбок.

Лотрек развлекался. Но когда же он спал?

На рассвете, когда на пустынных улицах уже появлялись спешившие на работу люди, Лотрек, выпив последний стакан вина, решался наконец сесть на извозчика. Случалось частенько, что по дороге он засыпал и кучер, по доброте душевной, будил его, когда они доезжали до дома, но тут же раскаивался, так как Лотрек, взбешенный тем, что прервали его сон, грубо просил кучера "не вмешиваться не в свое дело" и, устроившись поудобнее, снова засыпал.

Экипаж стоял, лошадь время от времени стучала копытами по мостовой, каждый четверть часа били часы на церквах. Занималась заря. Лотрек наконец поднимал голову, осматривался. Ага, он у своего дома. Подняться к себе? Ну, нет. Поехали, Кокотка! Хватит спать! И Лотрек называл кучеру адрес типографии Анкура.

В типографии уже привыкли к этим ранним визитам художника. Случалось, что он появлялся там еще до начала рабочего дня. Выпив в ближайшем кабачке стаканчик белого вина или рюмку выдержанного коньяка (а иногда и того и другого), художник приходил в цех, здоровался с литографами, шутил и, засучив рукава, во фраке взбирался на табурет, протирал стекла пенсне, надвигал на лоб шляпу и склонялся над литографским камнем.

Иногда он начинал рисовать что-нибудь новое, иногда подправлял готовый уже камень, орудуя зубной щеткой, которую теперь всегда носил в кармане. Совершенно покоренный литографией, сразу же оценив, какие широкие возможности она дает, уловив ее специфику, Лотрек занялся ею с огромным увлечением. Он подолгу обдумывал каждый рисунок, вкладывая в работу много страсти, следил за всеми этапами производства, помогал рабочим, выбирал бумагу, краски, сам тщательно проверял первые оттиски и весь тираж, проявляя при этом большую требовательность. Твердо зная, чего он добивается, он рвал оттиски, если они его не удовлетворяли, подписывал и пронумеровывал остальные и уничтожал камень, как только тираж был готов.

Литография отнюдь не отвлекала Лотрека ни от плакатов, ни от живописи на холсте и на картоне. Он хватался за любую возможность сделать афишу и уговаривал танцовщиц и эстрадных певиц дать ему заказ. К сожалению, актрисам он не льстил, и они часто отказывали ему.

Лотрек надеялся, что Лой Фюллер закажет афишу ему, но она предпочла посредственных профессионалов-плакатистов. Это было для Лотрека жестоким разочарованием. Он перестал бывать в "Фоли-Бержер", куда ходил только ради нее. Кстати, он вообще предпочитал "зрелище более… (здесь Лотрек переходил на мимику и жестами обрисовывал громоздкую, приземистую фигуру) или менее…" (и Лотрек вздымал вверх палец, как бы обозначая нечто воздушное). Словом, "наподобие Ники Самофракийской!" Эдме Леско тоже отклонила его предложение.

А Джейн Авриль поверила в него. Ее дебют в "Жарден де Пари" намечался на июнь, и она поручила Лотреку сделать для нее афишу.
"Жарден де Пари" очень скоро стал самым модным местом в городе, потому что там "кутили на широкую ногу". Оллер предусмотрел для своих посетителей развлечения на любой вкус: здесь была и площадка для танцев, и арена для цирковых номеров, и тир, и бар, и горки для катания, и балаганы с танцовщицами, исполнявшими танец живота, и гадалки. Здесь выступали исполнительницы "неистовой кадрили" "Мулен Руж". Как-то Ла Гулю, высоко вскинув ногу, осмелилась сбить шляпу у самого принца Уэльского: "Эй, д'Уэльс, угости шампанским!" В этой атмосфере фривольного праздника, среди иллюминированных деревьев с победоносным видом разгуливали "самые красивые девицы Парижа в сопровождении своих содержателей".

Анри Тулуз Лотрек "Джейн Авриль"
Афиша "Джейн Авриль". 1893 г.
130х95 см.

Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Лотрек скомпоновал для Джейн Авриль афишу, удивительно сочетающуюся с этим роскошным кафешантаном. Пожалуй, он еще никогда не достигал в своих плакатах такой легкости. Что может быть прекраснее этого плаката в японском стиле, на котором изображена танцовщица с грустным лицом. Ногой в черном чулке она вскинула свои нижние юбки. На переднем плане Лотрек нарисовал огромный гриф контрабаса, на редкость одухотворенный - можно было подумать, что в него вдохнули жизнь.

"Ах, жизнь, жизнь!" - восклицал Лотрек, и в его прекрасных глазах мелькал насмешливый огонек.

По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц. И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001. - 272 с., с илл.
Книга на ОЗОНе

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz