"Автопортрет"
Гюстав
Курбе: коллекция
Гюстав Курбе: литература
Гюстав Курбе в музеях
Хронология жизни
КУРБЕ Гюстав
(1819-1877) - выдающийся французский живописец,
скульптор, общественный деятель, представитель и
теоретик реализма, один из предшественников
импрессионизма.
Родился в семье
состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в
Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже
посещал ателье Сюиса, где работал на живой
модели, в Лувре копировал работы старых мастеров.
Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта,
Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию,
Австрию. Работал в Париже, Орнане,
Ла-Тур-де-Пельсе.
Ранние работы Курбе отражают
романтическое мироощущение художника,
отмеченное сентиментальной мечтательностью ("Автопортрет с черной
собакой", 1844, Музей
изящных искусств, Париж; "Влюбленные в
деревне", 1844, Музей изящных искусств, Лион; "Раненый
человек", 1844, Лувр, Париж;
"Послеобеденный отдых в Орнане", 1849, Дворец
изящных искусств, Лилль).
"Автопортрет (Курбе с черной
собакой)". 1844 г.
Холст, масло.
Музей дю Петит Палас, Париж.
|
"Раненый человек". 1844-1854 гг.
Холст, масло.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
Несмотря на
отсутствие в картинах ярко выраженной
социальной направленности, тот факт, что
художник обращается к окружающей его
действительности, просто и естественно передает
увиденное, говорит о зарождении реалистического
метода в его живописи.
Социальное содержание
вкладывает художник в более позднюю свою работу -
"Каменотесы" (1849-1850), ранее в Дрезденской
галерее, погибла во время второй мировой войны), в
которой он со всей суровостью и откровенностью
рисует правду жизни. Та же неприукрашенная
действительность смотрит на нас и с других
полотен Г.Курбе, написанных почти одновременно с
"Каменотесами": "Похороны в
Орнане" (1849, Лувр, Париж) и "Крестьяне,
возвращающиеся с ярмарки" (в 1854 г. была
переписана, находится в Токио).
"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
"Крестьяне из Флажи, возвращающиеся
с ярмарки, Орнан". 1850-1855 гг.
Холст, масло.
Музей изящных искусств, Безансон.
|
Стремление Курбе к
реалистической передаче материального мира
должно было воплотиться в новом художественном
методе, отличном от красочности Э.Делакруа и резких светотеневых
контрастов О.Домье, лишающих предметы своей
объемности. Таким методом для художника
становится тональная живопись. Используя свет,
он как бы лепит объемы изображаемых вещей и
моделей. Чаще всего он берет темный холст, на
который кладет сначала темные краски, постепенно
переходит к более светлым и заканчивает
наложением самого яркого блика. Уверенные и
энергичные мазки художника придают формам
убедительную жизненную силу.
Восприятие
реальности мира во всех его проявлениях художник
передает в пейзажах, натюрмортах и портретах.
Его портреты с
элементами пейзажа или интерьера напоминают
жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848,
Музей Фабр, Монпелье; портрет композитора
Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената
Брюйяса в картине "Здравствуйте,
господин Курбе", 1854, Музей Фабр,
Монпелье). Очень трудно определить жанровую
принадлежность картин Г.Курбе, написанных им в
1860-х гг.: "Маленькие англичанки у открытого
окна на берегу моря" (1865, Глиптотека,
Копенгаген), "Девочка с чайками"
(1865, Собрание Поля Розенберга, Париж) и др.
"Здравствуйте, мсье Курбе!". 1854 г.
Холст, масло.
Музей Фабр, Монпелье.
|
"Девочка с чайками, Трувилль".
1865 г.
Холст, масло.
Частная коллекция.
|
Черты перехода
жанровой живописи в портрет позднее были
использованы Э.Мане и
художниками-импрессионистами.
С середины 1850-х гг.
Курбе все больше увлекается пейзажем, работает
на пленэре, внимательно наблюдая за жизнью
природы.
Его любимым мотивом
становится изображение охоты. Картины,
написанные в этот период, отмечены реальным
ощущением пространства, правдивым
воспроизведением реальных предметов и огромным
интересом к проблеме передачи световоздушной
среды.
Палитра художника заметно
светлеет, краски становятся более насыщенными ("Косули
у ручья", 1866, Лувр, Париж; "Загнанный
олень (Аллали)", 1867, Музей искусств, Безансон).
"Косули у ручья". 1866 г.
Холст, масло. 174х209 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
"Шторм (Волна)". 1869 г.
Холст, масло. 117х160,5 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
В последнее десятилетие
своей жизни Г.Курбе пишет прекрасные морские
пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную
водную гладь ("Море у берегов Нормандии", 1867,
ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение
приостановившую свое могучее движение волну ("Волна",
1870, Лувр, Париж).
Разнообразная
цветовая гамма марин меняется в зависимости от
освещения, но неизменным остается стремление
художника подчеркнуть объемность и
материальность реального мира, наполненного
светом и воздухом.
Влияние Г.Курбе на
творчество импрессионистов проявилось в первую
очередь в выборе сюжетов, связанных с
современной жизнью, а также в использовании его
технических приемов для передачи материальности
и весомости форм.
Литература:
1. Тихомиров А.Н. Г.Курбе. М., 1965.
2. Калитина Н. Г.Курбе. Очерк жизни и
творчества. М., 1981.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
Хронология
жизни
1819
Родился 10 июня в Орнане, в семье
землевладельца.
1837
Изучает право в колледже, в Безансоне.
1839
Переезжает в Париж. Работает над
техникой рисунка, копируя в музеях работы
признанынх мастеров.
1847
Женится на Виржинии Бине, становится
отцом.
1850
В Салоне показывает три больших полотна,
в том числе "Похороны в Орнане". Картина
привлекает общее внимание.
1855
В дни проведения Всемирной выставки в
Париже организует выставку своих работ в
собственном павильоне "Реализм". расстается
с женой.
1869
Творчество Курбе получает широкое
признание. Художник получает награды от короля
Баварии и короля Бельгии.
1871
Назначается главой Художественной комиссии
Парижской Коммуны. После падения Коммуны Курбе
обвиняют в вандализме и разрушении статуи
Наполеона на Вандомской площади. Решение суда -
штраф и шесть месяцев тюремного заключения.
1872
Умирает единственный сын Курбе.
1873
Судебное разбирательство по поводу
разрушения Вандомской колонны продолжается.
Понимая, что его могут принудить к покрытию всех
затрат, связанных с восстановлением монумента,
Курбе бежит из Франции и поселяется в
швейцарском городке Тур-де-Пельц.
1877
По решению французского суда
конфискованы и проданы с аукциона картины Курбе.
Сам художник умирает 31 декабря того же года.
1919
В связи со столетием со дня рождения
Курбе его останки переносят на его родину, в
Орнан.
По материалам
"Художественная галерея. Курбе", № 17, 2005 г.