Эжен Делакруа: коллекция
Эжен Делакруа в музеях
Эжен Делакруа: литература
Хронология жизни
ДЕЛАКРУА
Фердинан Виктор Эжен (1798-1863) - французский
живописец и график, глава романтизма во
французской живописи, колористические искания
которого оказали большое влияние на
формирование импрессионистического
направления.
С 1816 по 1822 гг. учился
в мастерской классициста П.Н.Герена в Париже.
Изучал живопись
старых мастеров в Лувре, увлекался английской
живописью, особенно творчеством Дж.Констебла,
большое влияние на него оказало искусство
Т.Жерико. В 1825 г. посетил Англию, затем Алжир,
Марокко, Испанию и Бельгию.
Первая самостоятельная
работа Э.Делакруа "Данте и Вергилий" ("Ладья
Данте", 1822, Лувр, Париж), написанная на
сюжет "Божественной комедии", принесла ему
широкую известность и заставила заговорить о
рождении нового художника-романтика. Мощное
эмоциональное воздействие этого полотна в
первую очередь объясняется нетрадиционным
использованием цвета. В отличие от классицистов,
отводящих ему второстепенное по сравнению с
рисунком место, Э.Делакруа считает цвет
важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание
"Данте и Вергилия" усиливается
использованием контрастных тонов: яркие пятна
красного и синего в изображении одежды и светлых
оттенков обнаженных тел резко выделяются на
зеленовато-синем и коричневом фоне.
"Ладья Данте". 1822 г.
Холст, масло. 189х242 см.
Лувр, Париж.
Той же страстностью,
напряженным драматизмом и протестом против
всякого насилия отмечены более поздние работы,
такие как "Резня на Хиосе" (1824,
Лувр, Париж) и "Греция
на развалинах Миссолонги" (1827, Музей, Бордо), представляющие
собой отклик художника на события героической
борьбы Греции против турецкого нашествия.
"Резня на Хиосе". 1824 г.
Холст, масло.
Лувр.
|
"Греция на развалинах
Миссолонги".
1826 г.
Музей изящных искусств, Бордо, Франция.
|
Во время пребывания в Англии
(1825) Э.Делакруа знакомится с ее литературой,
живописью и театром, большое впечатление на него
производит творчество Дж.Констебла, Дж.Байрона и
У.Шекспира. Впечатления от этого путешествия
вылились в целый ряд картин, при написании
которых он использовал новые живописные методы,
заимствованные им у английских мастеров
("Тассо в доме умалишенных", 1825, Собрание
Уоллес, Лондон; "Казнь дожа Марино Фальеро",
1826, Собрание Уоллес, Лондон; "Смерть
Сарданапала", 1827, Лувр, Париж),
"Смерть Сарданапала". 1827 г.
Холст, масло. 392х496 см.
Лувр, Париж.
Влияние
Дж.Констебла, в частности, проявилось у Делакруа
в более светлом колорите, который стал теперь
ведущим в его искусстве.
Только одна картина
художника была написана непосредственно после
современных ему событий - революции 1830 г. Она
стала самым значительным и самым известным его
произведением - "28 июля 1830 года" ("Свобода
на баррикадах", 1830, Лувр, Париж). Ее
романтическая революционная символика,
выраженная аллегорической фигурой Свободы с
развевающимся национальным знаменем в руке,
открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность
в неизбежной победе. Экспрессия и динамическая
пластика полотна достигаются за счет
использования лаконичных художественных
приемов: композиция не перегружена изображением
человеческих фигур, напряженная энергетика
цветовой гаммы создается ударами красного и
синего тонов.
"Свобода на баррикадах". 1830 г.
Лувр, Париж.
Работы, созданные художником
после его путешествия по Северной Африке,
интересны не только своей красочностью и
экзотикой, но и той точностью, с которой
Э.Делакруа воспроизводит своеобразие местного
колорита, быта, традиций и черты характера своих
персонажей ("Алжирские
женщины в своих покоях", 1834;
"Еврейская свадьба в Марокко", ок.1841 - обе в
Лувре, Париж; "Арабские комедианты", 1848,
Музей изящных искусств, Тур; "Львиная
охота в Марокко", 1854, Эрмитаж,
Санкт-Петербург).
"Алжирские женщины в своих
комнатах". 1834 г.
Холст, масло. 180х229 см.
Лувр, Париж.
|
"Львиная охота в Марокко". 1854 г.
Холст, масло.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|
Многогранное дарование
Э.Делакруа проявилось в различных жанрах:
исторической живописи ("Битва при Пуатье",
"Битва при Нанси", 1831; "Битва при
Тайбурге", 1837; "Взятие
крестоносцами Константинополя", 1841 -
все в Лувре, Париж; "Битва св.Георгия с
драконом", ок.1854, Музей изящных искусств,
Гренобль), монументальной декоративной росписи
(потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837;
библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847; библиотека
Люксембургского дворца, 1845; роспись
"Оплакивание Христа" в церкви Сен-Дени дю
Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф.Шопена,
Ж.Санд, Н.Паганини, автопортрет 1832г.), натюрморте
("Большой охотничий натюрморт", 1826), пейзаже,
в изображениях интерьеров и животных.
"Вход крестоносцев
в Константинополь
12 апреля 1204 года". 1840 г.
Холст, масло. 411х497 см.
Лувр, Париж.
|
"Фредерик Шопен". 1838 г.
Холст, масло.
Лувр, Париж.
|
"Жорж Санд" (незакончено). 1838 г.
Холст, масло.
Ордрупгаард, Копенгаген, Дания.
|
Э.Делакруа вошел в
историю мирового искусства как один из
величайших мастеров цвета, он первым из
художников выдвинул проблему цвета и научно
обосновал ее. На протяжении всего своего
творчества он интересовался проблемой
гармонического сочетания красок, применения
цветовых контрастов и дополнительных цветов.
Его достижения в
этой области были восприняты и развиты в
творчестве импрессионистов.
Литература:
1. Ситник К.А. Э.Делакруа. М.-Л., 1947.
2. Кожина Е.Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М., 1961.
3. Гастев А.А. Делакруа. М., 1966.
4. Дьяков Л.А. Э.Делакруа. М., 1973.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
Хронология
жизни
1798
Родился в Париже в семье чиновника Шарля
Делакруа. Многие считают его незаконнорожденным
ребенком знаменитого политика Шарля Талейрана.
1805
Умирает отец Эжена.
1814
Умирает мать Эжена.
1815
Принимает решение стать художником.
Поступает учеником в мастерскую известного
классициста Пьера Нарсисса Герена.
1816
Поступает в Школу изящных искусств.
Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом
Бонингтоном.
1818
Позирует Жерико для его картины "Плот
"Медузы". Находится под большим влиянием
живописи Жерико.
1822
Выставляет в Салоне полотно "Ладья
Данте".
1824
Картина Делакруа "Резня на Хиосе"
становится одной из сенсация Салона.
1830
Июльское восстание в Париже. Пишет свое
знаменитое полотно "Свобода, ведущая народ".
1832
В составе официальной дипломатической
миссии посещает Марокко.
1833
Приступает к работе над первой из серии
больших фресок, заказанных ему правительством.
1835
У Делакруа обнаруживается серьезная
болезнь горла.
1851
Художника избирают в городской совет
Парижа.
1855
Награжден орденом Почетного легиона. В
рамках Всемирной выставки в Париже проходит
персональная выставка.
1863
Завершает продолжавшуюся много лет
работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.
1863
13 августа умирает в своем парижском
доме.
По материалам:
"Художественная галерея. Делакруа", №25, 2005.